В этом номере мы говорим о том, что прошедший учебный год для межрайонного совета директоров №12 стал уникальным: Анна Макарова, учитель нашей школы №2033, и Наталья Корешкова, учитель школы №1748, стали финалистами конкурса «Учитель года Москвы»-2019. И это результат работы коллективов школ, в которых выстроена система открытых уроков, на которых присутствовали все педагоги, дети и их родители. Данные уроки размещены в интернет-пространстве, и каждый желающий из присутствовавших на уроке мог внести свою корректировку в него. Профессиональный конкурс педагогического мастерства - это хорошая возможность для самосовершенствования и карьерного роста. Мой путь директора школы тоже начался в 2005году после финала конкурса «Учитель года Москвы»-2005. Как правило, победителями чаще становятся учителя старших классов. В 2019году победителем конкурса стала педагог начальной школы Анна Макарова. Желаем ей победы на всероссийском этапе конкурса!

Так как этот номер посвящен победам, успехам детей, мы подготовили важные интервью с победителями и призерами всероссийских олимпиад и конкурсов - это результаты наших детей. Чем славится учитель? По словам самого Леонардо да Винчи, хорошим учителем является тот, чей ученик превзошел его. Мы понимаем, что наши ученики порой превосходят своих учителей. Их готовят и кандидаты наук, и выпускники школы, и абсолютные победители Всероссийской олимпиады. Каждый ребенок талантлив и готов работать над интересными проектами и решать сложные задачи в команде учителей-профессионалов.

Наши надежные партнеры - это родители. В этом номере вы прочитаете интервью с актером театра и кино Дмитрием Мухамадеевым, который по совместительству является родителем и председателем управляющего совета школы. И так как 2019год объявлен Годом театра, мы поговорили с Дмитрием о профессии актера и новых образовательных проектах «Театр в школе» и «Театр - дети».

Еще одним примером результата работы команды является полет человека в космос. Прочитайте интервью с летчиком-космонавтом и другом нашей школы Антоном Шкаплеровым, в котором он делится секретами своего успеха на пути к звездам и рассказывает о своей команде инженеров, математиков, программистов - обо всех, кто подготавливает ракету к вылету, следит за ее исправностью в течение полета и возвращает ее домой. Школа - это космодром, с которого каждый ребенок начинает свой путь, и от работы каждого члена команды зависит его выход на нужную траекторию развития.

«Собраться вместе - это начало, держаться вместе - это прогресс, работать вместе - это успех», - говорил гений автомобилестроения Генри Форд. И хотя знаменитый изобретатель жил и работал почти сто лет назад, его слова применимы и к современному образованию. Ведь как невозможно собрать автомобиль и сделать его доступным для всех без слаженной работы команды специалистов, так и невозможно эффективно развить и сделать общедоступными новейшие педагогические технологии без обмена опытом между школами всей страны. Именно на это направлен проект столицы «Школы городов России - партнеры Москвы», в котором приняла участие школа №2033.

Собраться вместе
В Москве регулярно проходят апробацию новейшие проекты (среди них «Менторы столичного образования», «Московская электронная школа» и многие другие), делиться с коллегами результатами такого опыта не только можно, но и нужно. Ведь мы делаем общее дело - работаем на улучшение системы российского образования. Уникальный проект «Школы городов России - партнеры Москвы», инициатором которой выступил Департамент образования и науки города Москвы, стартовала в декабре 2017года. Его целью является презентация столичного опыта городам страны и повышение качества школьного образования.

Педагоги нашей школы одними из первых присоединились к данному проекту. Безусловно, первая поездка в город-партнер Сочи, которая состоялась 4‑7декабря 2017года, была волнительной, даже несмотря на то что в делегацию помимо управленческой команды вошли учителя - наставники победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. Однако, встретившись с коллегами из гимназии №9, школы №18 и школы №65, мы почти сразу забыли о волнении. Знаменитое сочинское гостеприимство и то стремление к сотрудничеству, которое переполняло нашу школьную команду, изменили атмосферу официального рабочего визита до неузнаваемости. Конференции, круглые столы, открытые мастер-классы и тренинги для учителей, учеников и их родителей проходили в атмосфере уже не партнерства, а дружбы.

Сочинские педагоги охотно слушали и обсуждали основные принципы московской системы образования: открытость, формульность, рейтинг, а также способы мотивации учащихся и молодых педагогов к достижению высоких результатов. В свою очередь они рассказали о своей проектной и исследовательской деятельности, о работе центра «Сириус» и других интересных начинаниях.

Поразило то, насколько трепетно педагоги и ученики Сочи относятся к истории школы, района и города. Ученики гимназии №9 имени А.Н.Островского провели для нас экскурсию по городу, рассказали легенду о древнем народе горцев, что жил здесь. А в самой школе мы посетили музей, который является их большой гордостью. В 1937году после смерти известного писателя А.Н.Островского, автора романа «Как закалялась сталь», школе было присвоено его имя. Этот год и считается годом ее настоящего рождения.

Школы Сочи по крупицам собирают и бережно хранят память о тех, кто защищал их родной край в годы Великой Отечественной войны. Неподалеку от Красной Поляны были разбиты горнострелковые дивизии немцев, которые рвались в Закавказье. О том, что здесь враг был остановлен, напоминает мемориальный комплекс школы №65. Именно здесь благодаря энтузиастам собрано более 9500 экспонатов, многие из них уникальны. И не случайно, что именно здесь стоит бронзовый солдат весом в 9800кг - точная копия эстонского памятника, ставшего одним из самых ярких символов нашей военной истории. Именно благодаря таким людям, энтузиастам, нам удается пережить страницы истории и вспомнить о том, что нас сплачивает.

Результатом нашей трогательной и продуктивной встречи стало подписание соглашения о сотрудничестве Департамента образования и науки города Москвы и Управления по образованию и науке администрации города Сочи.

Держаться вместе
Сочинские коллеги на деле показали, что слова «партнерство», «сотрудничество» и «дружба» не пустой звук для них так же, как и для нас. Ответный визит не заставил себя долго ждать - уже 9декабря ученики гимназии №9 приняли участие в XНаучно-практической конференции «Время открытий», проходившей на базе трех школ Москвы - №2033, 362, 2094. Кроме того, 18‑22декабря сочинская делегация вновь посетила нашу школу, и мы постарались воспроизвести ту же атмосферу, которая создалась во время нашей первой встречи. Совместная работа зарядила и вдохновила всех ее участников, поэтому цель можно считать достигнутой.

Но, разумеется, это была не последняя встреча, а только начало дружбы школ. 9‑12апреля 2018года ученики нашей школы с учителями истории и географии приняли участие в Межрегиональной научно-практической конференции в городе Сочи. В марте 2019года приезжала сочинская школьная команда гимназии №9 и школы №18, для которой была организована трехдневная интеллектуально-развивающая программа мероприятий. Ребята, их родители и учителя посетили «Техноград» на ВДНХ, мультимедийный исторический парк «Россия - моя история», павильоны «Макет Москвы» и «Умный город», где представлено большинство современных технологических решений и электронных сервисов, внедряемых Правительством Москвы в социально значимые сферы для удобства жизни москвичей. Для гостей столицы Москва предстала не только городом гостеприимным и открытым, но и городом образования, городом, который учит.

Далее гостям провели экскурсии наши ученики: показали Владимирское здание комплекса и продемонстрировали, как деятельность по проектированию интерьера учебного помещения в рамках школьного проекта «Дизайн образовательного пространства» кардинально меняет учебный процесс. Сочинцы также посетили школу №444, где директор Павел Северинец лично показал учебно-лабораторный комплекс естественно-научного и технологического предпрофильного и профильного обучения инженерной, академической и медицинской направленностей.

Во время своих визитов сочинские педагоги ознакомились с таким профессиональным объединением, как межрайонный совет директоров. Совместная работа управленческих команд в рамках межрайонного совета директоров создает условия для того, чтобы каждый ученик мог ознакомиться с возможностями современного московского образования и построить свою индивидуальную траекторию развития. Тем не менее эффект при совместной работе всегда выше, будь то взаимодействие с ментором, взаимообучение московских школ или целых городов.

Работать вместе
- Работы много. Она никогда не кончится, но если ты не будешь выезжать за пределы своего пространства, своей вселенной, если не будешь учиться у своих коллег, обмениваться опытом и трансформировать его, ты будешь обречен на поражение, а этого допустить нельзя - ты учитель, ты в ответе за будущее детей, - говорила Ольга Медведева, начальник Управления образования и науки города Сочи, во время одного из своих визитов в столицу.

Мы так же понимаем, что активное взаимодействие городов и обмен опытом сегодня является актуальной задачей. Установившиеся между нами дружеские отношения мы постарались отразить в фильме о нашем сотрудничестве, продемонстрированном 17мая 2019года в Государственной Думе РФ на конференции «Наставничество в образовании: траектория развития образования для достижения новых результатов». Здесь были представлены лучшие практики управленческих технологий в образовании, инструменты развития менторского движения. А мы с коллегами из Сочи на своем примере показали, что у нас общая цель и вместо амбициозности и конкурентности должны быть открытость, диалог и взаимопонимание на всех уровнях - детей, педагогов, управленцев.

Москва - это город образования, который предоставляет уникальные возможности для обучения. Однако мы надеемся, что благодаря проекту «Школы городов России - партнеры Москвы» станет возможным подставить в эту формулу название любого города России. Потому что благодаря программам по обмену опытом и результатами, достигнутыми в Москве, любой город может стать городом образования. Разумеется, это непростая задача, но сотрудничество школ поможет ее достичь.

Но, рассуждая о глобальных целях, не стоит забывать о маленьких победах, как, увлекаясь идеей создания автомобиля нового поколения, нельзя забывать о деталях ее двигателя. Для нас маленькой, но очень значимой победой стала зародившаяся дружба между учениками нашей школы и школ города Сочи. Третьеклас­сники юнармейского класса, познакомившись с сочинскими шестиклассниками, со всей искренностью, на которую способны только дети, поддерживают отношения и узнают новое друг от друга. Необходимо помнить, что проект «Школы городов России - партнеры Москвы» позволяет не только московским школам делиться опытом с Россией, но и открывать Россию московским ученикам. Съездив в Сочи и вдохновившись работой образовательного центра «Сириус», наши ребята получили дополнительную мотивацию к участию во Всероссийской олимпиаде школьников. Ведь в «Сириусе» могут обучаться только победители и призеры, и теперь наши ребята настроены на новые достижения в своем личностном развитии. И мы считаем, что это главный успех и лучший результат нашей совместной работы с сочинскими коллегами.

Ирина АКУЛОВА, директор школы №2033, председатель межрайонного совета директоров №12;
Александр ВОРОНОВ, заместитель директора школы №2033