Добраться до Чугуевки непросто: поезд из Владивостока отправляется только по нечетным дням, а ехать пассажирам приходится целую ночь в сидячем вагоне. Можно взять билет на автобус, который стоит в два раза дороже, и в этом случае дорога займет почти весь день. Однако живописные окрестности села - предгорье Сихотэ-Алиня и близость реки Уссури - заставляют путника, а в данном случае меня, забыть о дорожных тяготах.

Татьяна Мызник встречает меня на машине (с правым рулем, другие на Дальнем Востоке встретишь редко) и везет от станции к школе. По дороге она рассказывает о Чугуевке: с озабоченностью - о транспорте и вырубках, с любовью - о жителях, особенно учениках. И уже в школе становится понятно, насколько взаимна эта любовь: юные воспитанницы лагеря со всех ног бросились к педагогу, чтобы заключить ее в объятия. По всему видно, в Чугуевке Татьяна Мызник человек не случайный. Педагог это предположение подтвердила: свои юные годы она провела в Чугуевском районе. Окончив здесь же техникум, не захотела покидать родные места. И сейчас не готова расстаться с близкими людьми.

Школа, в которой работает учитель года Приморья-2018, неспроста получила имя Александра Фадеева: он, собственно, и был инициатором ее постройки. В далекие тридцатые годы писатель, который провел в Чугуевке свои юные годы, приложил немало усилий для развития села, уделяя особое внимание необходимости строительства школы. Имя Фадеева она получила еще при жизни писателя. Сегодня здесь действует организация «Фадеевец».

- Она призвана не просто чтить память писателя, но и давать ориентиры ребятам, как должен поступать воспитанный человек, тот, который гордится своей малой родиной. Александр Фадеев был очень привязан к Чугуевке, не раз упоминал ее в произведениях и приложил много усилий для ее развития, - рассказывает учитель.

Тема привязанности к малой родине в селе актуальна: многие выпускники школы стремятся уехать не только за пределы района, но и региона - в Москву или Санкт-Петербург (общая тенденция для Приморья), кто-то собирается на учебу в Китай. Хотя есть и ребята, которые остаются в поле зрения своих наставников. Так, в этом году две ученицы Татьяны Мызник поступили на истфак в педагогический университет в Уссурийске, и не исключено, что они вернутся в родную школу уже в качестве коллег Татьяны Юрьевны.

Извилистый путь в педагогику

Однако путь в педагогическую профессию самой Татьяны Мызник прямым не назовешь. Школа влекла ее с детства: девочке повезло с учителями, особенно со словесниками. Но после окончания школы Татьяна решила подойти к выбору профессии с порядочной долей прагматизма: открыла газету объявлений и посмотрела, каких вакансий на рынке труда больше всего. Оказалось, что бухгалтеров-экономистов.

- Вот так я и выбрала свою первую специальность, - признается Татьяна Юрьевна. - Тем более что рядом функционировал филиал техникума, и я со своим аттестатом и медалью отправилась туда. Но, когда начала учиться, поняла: не то. Цифры мне были неинтересны, и работать бухгалтером не хотелось.

По-видимому, в техникум судьба привела ее для того, чтобы обрести не профессию своей мечты, а семью, именно там Татьяна встретила мужа. А жизнь затем все расставила по своим местам: с красным дипломом молодой бухгалтер устроилась делопроизводителем в вечернюю школу, которая в то время испытывала острую нужду в географе, а затем и в историке. Татьяне предложили попробовать себя в роли учителя.

- Тот первый урок географии я помню до сих пор. Я заготовила разные карточки, задания, вопросы. Дети удивленно на меня смотрели. Оказалось, что мои впечатления о вечерней школе складывались по советским фильмам, а на самом деле туда шли зачастую не вполне благополучные дети. Отличников и хорошистов там практически не было. Но директор оценила мои усилия.

Спустя немного времени руководитель предложила Татьяне Юрьевне получить заочно педагогическое образование. Последующие пять с половиной лет потребовали немало усилий, приходилось учиться и работать одновременно. Но даже в этих условиях Татьяна не изменила своим установкам и окончила вуз с красным дипломом.

Стены помогают

В 2011 году вечернюю школу реорганизовали, и Татьяна Мызник оказалась в дневной, фадеевской. Здесь у нее свой кабинет, пространство которого учитель заполняет очень продуманно, чтобы каждый уголок класса помогал детям открывать новые знания. Есть даже специальная полка, на которой периодически выставляются индивидуальные экспозиции школьников: ребята приносят семейные реликвии или, к примеру, археологические находки с приусадебного участка, которыми хочется поделиться с остальными. На уроках постоянно задействована интерактивная доска, педагог использует электронные приложения к учебникам, а также сама разрабатывает и предлагает ребятам игровые задания, тесты, все, что может способствовать интересу к истории. Особую роль на уроках Татьяна Юрьевна отводит визуализации материала, без которой, уверена, невозможно понять эпоху.

Вопросам воспитания на уроках истории также есть место, убеждена учитель:

- История - тот предмет, который позволяет на примере судеб исторических личностей показать, как характер или внешние обстоятельства влияют на становление личности, может ли человек противостоять тому, что с ним происходит: пойти наперекор судьбе или быть песчинкой на берегу океана. И, конечно, патриотизм - это то, что зиждется на этом материале. В истории множество примеров героизма нашего народа.

Но не только из уроков складывается педагогическая работа историка в чугуевской школе. Не первый год учитель занимается с ребятами исследовательской деятельностью на стыке предметов. Так, в прошлом году Татьяна Мызник со своими пятиклассниками изучали сквер, деревья в котором много лет назад сажали ученики их школы. Сейчас через него проходит автомобильная дорога, там же построили шашлычную. Дети исследовали, как все это отражается на экологии парка. Со своей работой ребята заняли первое место на конференции во Владивостоке. Наградой им стала поездка в морской заповедник на остров Попова. Спустя год школьники выбрали для изучения исторический материал - судьбы чугуевских партизан, замученных в годы Гражданской войны.

Улавливая тренды

В своей конкурсной анкете Татьяна Мызник отметила: учитель обязан быть современным. Но как не отстать от современных школьников, жизнь которых сложно разделить на виртуальную и реальную?
- Сегодняшние дети - это активное, энергичное поколение, которое при этом все чаще остается в своих гаджетах. Раньше мы могли обсудить с ребятами какой-то фильм, в том числе на историческую тему. Но теперь они не смотрят телевизор. Несколько лет назад они говорили только об играх. А сейчас они не столько играют, сколько тратят время в соцсетях. Их больше интересуют посты и комментарии, - отмечает педагог.

Учителю необходимо улавливать эти тренды, чтобы быть рядом, когда им понадобится помощь. Ведь даже новости ребята узнают по заголовкам в ленте в соцсетях, что приводит к искаженному впечатлению о происходящем, поэтому педагог учит школьников критическому подходу к информации, тому, что необходимо прочитать несколько источников, чтобы не ошибиться с выводами. Часто дети присылают учителю ссылки на те или иные посты, чтобы проверить, насколько достоверна информация и соответствует тому, что они проходили на уроке. Поэтому, да, Татьяна Мызник - активный пользователь социальных сетей. В профессиональных интересах она чаще всего использует Facebook, а чтобы не отставать - ВКонтакте и Instagram.

- Современным может быть не только молодой учитель, - уверена Татьяна Юрьевна. - Если педагог, не важно, в каком возрасте, успевает за технологиями, следит за тем, как развиваются современные дети, не говорит, что для обучения достаточно мела, доски и учебника, у него есть все предпосылки перестроиться на работу по-новому.

«Мы на одной волне»

Первый опыт участия Татьяны Мызник в профессиональном конкурсе был в 2012 году. Педагог вошла в тройку призеров регионального этапа состязания «За нравственный подвиг учителя». Следующие несколько лет прошли для нее под знаком резко возросшей нагрузки: классное руководство, коллега-историк вышла в декрет, поэтому ни о каком знакомстве с конкурсом «Учитель года» и речи не шло, даже когда муниципальный этап проводился на базе чугуевской школы. Тем сильнее было удивление, когда в 2018 году директор предложила поучаствовать в состязании. Татьяна Мызник уверенно прошла муниципальный этап и вышла на региональный уровень.

- Я была абсолютно спокойна, ни на что не настраивала себя. Многие даже удивлялись. В итоге заняла первое место и вот тогда поняла, насколько все серьезно. Из-за подготовки к федеральному этапу не стало отпуска, нужно было погрузиться с головой во все, что касается основного образования, - рассказывает учитель.

От былого спокойствия не осталось и следа. В период подготовки в семье случилось горе, и уже само участие учителя в конкурсе оказалось под вопросом. Но все-таки она выстояла и отправилась в Санкт-Петербург. Пусть в Северной столице не все получилось так, как хотелось бы, она не жалеет о полученном опыте. С наибольшим восторгом учитель описывает доброжелательную обстановку, которая сложилась среди конкурсантов, по сути, соперников. Участники поддерживали друг друга, помогали советами и делились опытом. Татьяна одну за другой называет фамилии коллег, и для каждого находится у нее позитивная характеристика.

- Меня окружали люди, увлеченные не только педагогикой, но и всем окружающим. Главное сожаление - это то, что не удалось побывать на каждом уроке и каждом семинаре! Это время было наполнено смыслами педагогической деятельности, драйвом, движением. Сейчас этого не хватает.
В Чугуевке ввиду ее отдаленности оторванность от педагогического сообщества страны ощущается особенно остро. Причем речь идет не только о братстве конкурсантов «Учителя года». По мнению Татьяны Мызник, каждому педагогу периодически необходимо менять рабочую обстановку. Поэтому большим упущением она считает то, что допустили возможность получения электронных сертификатов о повышении квалификации.

- Теряется связь с институтами развития образования. Раньше ты регулярно должен был присутствовать на курсах, оказывался в сообществе единомышленников. А дистанционно ты один на один с монитором. Нам не хватает профессионального общения, активности, совместных проектов. Ведь именно в деятельности, а не просто в чтении ты учишься новому. Поэтому я считаю, что стоит вернуть обязательное очное участие в курсах.

А пока все те же социальные сети помогают учителям в глубинке поддерживать связь с коллегами-«пеликанами» из самых разных регионов России. Не мешает даже разница во времени. Педагоги следят за жизнью друг друга, делятся информацией, знаниями, советами.

- Каждый находит то, что ищет. Речь идет не только об информации, но, главное, о похожем состоянии учителей, которые тоже пребывают в творческом поиске, рады новым находкам и готовы испытывать их в своей деятельности. Мы на одной волне.

…Уехать из Чугуевки, на мой взгляд, проще: билеты на автобус есть почти всегда, дорога, пусть и продолжительная, но легкая - днем, через удивительной красоты пейзажи Приморья. Кто-то выбирает этот путь без обратного билета. А кто-то остается и, несмотря на все трудности, посвящает себя своему краю и своему делу.

Мария ДМИТРИЕВА, Приморский край, с. Чугуевка, фото автора