Любое поступательное развитие, любой прогресс во всех сферах жизни и общества неизбежно связан с осмыслением своего исторического наследия. «Будущее бросает свою тень задолго до того, чтобы войти», - писала Анна Ахматова. Осознать свое настоящее и увидеть перспективы будущего можно только через понимание исторических событий прошлого, через обращение к фактам и даже артефактам, к духовному и материальному наследию своего народа, традиционной культуре и опыту предков.

Одной из важнейших задач современной школы наряду с обучением является воспитание подрастающего поколения, формирование всесторонне развитой личности ребенка, его человеческих качеств и гражданской позиции. Воспитание у ученика умения не просто усваивать знания, но видеть картину мира, выстраивать причинно-следственные связи - вот результат, к которому стоит стремиться, выпуская его из школьных стен в самостоятельную взрослую жизнь. Важнейшей частью общего воспитательного процесса является патриотическое воспитание школьников, и сегодня, возможно, в большей степени, чем когда-либо, это направление требует целенаправленного, систематического, творческого и вдумчивого педагогического подхода. Детство и юность - тот период в жизни человека, когда закладываются основы мировосприятия, формируются привязанности, когда человек впервые осознает и утверждает свою идентичность.
Наличие у подрастающего поколения чувства любви к своей малой и большой Родине, уважения к историческому прошлому своей страны и своего народа, гордость за его свершения и героические страницы истории, понимание необходимости выполнения гражданского и конституционного долга, верности своему Отечеству являются залогом стабильного, духовно здорового общества и сильной державы. Роль школы в этом плане невозможно переоценить, и большим подспорьем здесь выступает музей.

Посещение музеев воспитывает у школьников интерес к историческому прошлому, формирует навыки аналитической деятельности и сравнительно-сопоставительного анализа, помогает формировать систему ценностей, приобщает к историко-культурному наследию, способствует обогащению предметно-развивающей среды. Регулярные экскурсии в музеи способствуют раскрытию у детей познавательных и творческих способностей, улучшают коммуникативные навыки путем индивидуальной и командной деятельности в интерактивной музейной практике.

…Перед началом церемонии посвящения в кадеты ребята из школы №1583 возложили цветы и венки в Зале памяти и скорби Музея Победы, а также посмотрели видеопроекцию о Великой Отечественной войне. Гостями мероприятия стали представители Совета ветеранов Головинского района, Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», общественных организаций. Удостоверения кадетам вручал контр-адмирал Владимир Соловеевич Маслюк.

Принятие присяги в столь значимом месте не только усиливало торжественность момента, но и накладывало определенные обязательства: ребята осознали, что теперь им необходимость соответствовать высокому званию кадета.

- Очень волнительно, здесь особенное место! - восклицает Лада Высотина из 7‑го «К».

- Я понимаю, что это очень ответственно, теперь нужно держать эту высокую планку во всем, - рассуждает ее одноклассник Роман Козырев.

Следует отметить, что и Лада, и Роман в своих словах были не только искренни, но и последовательны: по итогам учебного года хорошая успеваемость, золотые значки ГТО, оба дипломанты городского фестиваля «Эстафета искусств» и победители сразу в двух номинациях городского фестиваля юных талантов «Кадетская звездочка». Это еще раз подтверждает, что место принятия присяги имеет большое значение.

В течение учебного года кадеты регулярно посещали мероприятия Музея Победы, принимали участие в форумах, круглых столах и интерактивных программах. К примеру, ребята стали участниками исторической викторины «Найди героя», которую в несколько этапов проводил музей.
В первом туре необходимо было пройти квест и ответить на вопросы викторины. Во втором туре перед участниками была поставлена задача представить себя жителями блокадного Ленинграда и подготовить письмо родным. Ребята с честью справились с этой задачей - по словам жюри, письмо действительно было похоже на настоящее. Наконец, третий, самый сложный этап - литературно-музыкальная композиция, которая должна была раскрыть содержание письма. Требовалось перевоплотиться в героев событий. Кадеты, участники поэтического театра школьной литературной студии «Живое слово», подошли творчески, нашли нестандартное решение и вновь набрали самое высокое количество баллов.

Итог - победа. Но самое важное не это: ребята прожили целую жизнь, почувствовали себя героями событий и сами не заметили, как усвоили еще один нравственный урок.

Занятия в музеях - это творчество, возможность соприкоснуться с историей, получить пищу для ума и души. С самого начала мы взяли хороший темп: на протяжении учебного года кадетский класс принимал участие в таких проектах, как «Учебный день в музее», ежегодная метапредметная олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы», парад «Не прервется связь поколений», посещал Музей космонавтики, Центральный музей Вооруженных сил и другие.

В рамках празднования 74‑й годовщины Победы в Великой Отечественной войне представители кадетского класса приняли участие в первом слете активистов школьных музеев Москвы.

В конце учебного года кадетский класс в полном составе вступил в ряды Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия». Юнармейский отряд школы №1583 считается лучшим в Северном округе столицы: в качестве награды нам предоставили право посвящения в ряды ВВПОД «Юнармия» в Мемориальном кабинете-музее Маршала Советского Союза Г.К.Жукова.

Каждый, кто изучал возрастную психологию и педагогику и имеет дело с детьми, знает, как важна смена видов деятельности в учебном процессе, какое количество времени дети разного возраста удерживают внимание, какой эффект в процессе обучения дают интерактивные и игровые формы ведения урока и как важна наглядность в подаче материала. Современный музей сегодня является площадкой, где учебно-воспитательный процесс становится живым и захватывающим.

Особенно это актуально в работе с современным поколением школьников, ежедневно имеющих дело с цифровой техникой и развивающихся в рамках «клиповой культуры», для которых на первый план выходит зрительное восприятие. В этом контексте музей с его экспонатами, визуальным рядом, с его наглядностью переживает сегодня, можно сказать, второе рождение, опровергая расхожий стереотип, что удел музеев - статичность. Занятия в музее, особенно с учетом современных форм и возможностей проведения экскурсий, будят воображение, создают ощущение тайны, секретов, в которые экскурсовод посвящает юного исследователя.

Музей создает новые возможности для непосредственного восприятия материала, выступает поистине живым свидетелем событий прошлых лет, давность которых ребенку без визуального подкрепления, без подтверждающего материала в силу возраста в полной мере сложно осмыслить. Сама атмосфера музея дает возможность прикоснуться к истории; посетитель может почувствовать себя ее частью, а участвуя в квестах, реконструкциях и интерактивных программах, - личностью, способной повлиять на ход исторических событий.

Потенциальная любовь к Родине рождается вместе с человеком, а вот крепнет и вырастает она из чувства причастности к чему-то великому, что происходило до нас, из осознания того, что каждый - часть великого целого, что любовь к Родине - это бережное отношение к дому, в котором живешь, к родной природе, любовь к родителям, уважение к старшим и традициям предков. Вспомним знаменитые строки А.С.Пушкина:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам…

Музей помогает понять, что хранение - большой труд и надо приложить немало усилий, чтобы сберечь не только реликвию или предмет, но и память, традиции, культуру, доброе имя, репутацию. Это и есть основной вклад в духовно-нравственное формирование взрослеющей личности. Именно музей помогает совершить путешествие во времени, прожить множество жизней одновременно, перенестись в любую эпоху и представить себя на месте ее современников. Музей является нитью, связующей вчерашний и сегодняшний день, прошлое с будущим. И именно музей дает возможность, разглядывая экспонат из далекого прошлого или читая солдатское письмо, задуматься над главными в жизни вопросами и почувствовать свою ответственность за настоящее и будущее своей семьи, своего рода, своего Отечества. Не это ли и есть главная цель патриотического воспитания?

Татьяна СИТНИКОВА, методист школы №1583