Забвение не всегда естественный процесс, иногда оно результат целенаправленной работы. Мы живем в опасное время, когда предпринимаются попытки бесстыдно переписать историю, обесценить мужество, мудрость, безусловную любовь к Отчизне наших воинов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Здесь очень важно не упустить подрастающее поколение.
И снова на передовой - школы, которым доверена судьба подрастающего поколения. Во многом от нас зависит, продолжит ли наша страна собственный исторический путь развития или примет глобально-единообразный, утратив свое лицо, собственную историческую память. Именно поэтому городской образовательный проект «Мой район в годы войны», который реализуется на базе московских школ при поддержке Государственной Думы РФ и городского Совета ветеранов, - это инициатива, которая одновременно сохраняет наше прошлое и оберегает будущее.

Школа «Перспектива» включилась в этот проект, осознавая всю его важность и воспитательную ценность. «Мой район в годы войны» - это не просто перечень мероприятий, это уникальная возможность для десятков тысяч московских школьников узнать, как жил родной город в суровые военные годы, как оборонялся и как в конце концов победил.

Московская битва - один из важнейших этапов войны. 5 декабря 1941 года защитники Москвы навсегда разрушили миф о непобедимости фашистской Германии. Вражеские войска были отброшены от границ столицы. Живым щитом москвичи встали на защиту родного города. На рубежах обороны Москвы начинался путь к Великой Победе. Каждый район нашего города - страница героического прошлого России. Молжаниновский район - один из самых молодых районов города Москвы, но его вклад в общую оборону столицы очень значим.

На современной территории Молжаниновского района располагалось более десяти деревень. Самые крупные из них - Черкизово, Ново-Дмитровка и Молжаниновка. Все они были частью Хлебниковского оборонительного рубежа, который протянулся от современного Пироговского водохранилища по границе акватории реки Клязьма до села Старое Подолино в нынешнем Солнечногорском районе Московской области.

Оборонительные сооружения, выстроенные на территории района, были многообразны и предназначались для сдерживания наступления всех родов вражеских войск: противотанковые рвы, круговые пулеметные установки, 45‑мм и 75‑мм пушки, зенитные установки, высоковольтные кабели для электрификации командно-наблюдательных пунктов, минные поля, полосы противотанковых ежей и фугасов, заграждения из колючей проволоки под напряжением, стрелковые окопы…
Линия фронта проходила возле деревни Крюково, в нескольких десятках километров, но дальше этого рубежа немцы так и не прошли.

На территории района действовали полевой госпиталь и лагерь для военнопленных. Располагались они в двух зданиях Ново-Дмитровской школы: в старом деревянном, 1897 года постройки, - госпиталь, а в новом кирпичном, выстроенном в 1935‑м, - лагерь.

Здесь, в Молжаниновском районе, ковались твердые характеры настоящих героев Великой Отечественной войны. Сергей Александрович Чартков - личный связист маршала Г.К.Жукова. Александра Михайловна Будкина - труженик тыла, ветеран труда, всю войну строила самолеты на Химкинском авиастроительном заводе. Надежда Егоровна Ямщикова, для которой первые бомбежки стали концом безоблачного детства. Все они живут на территории нашего района. С каждым из них встретились ребята, ученики детской киностудии «Перспектива-ТВ», выслушали их рассказы и вместе со своими педагогами сняли интересный фильм, увидев военную историю Молжаниново глазами его жителей, свидетелей тех событий.

По крупицам, по отрывкам, по цитатам из случайно найденных документов восстанавливают ребята летопись Молжаниновского района, историю его мужества и славы. Учащиеся 6‑го «А» класса школы «Перспектива» съездили в храм Рождества Христова в селе Черкизово, встретились с ребенком войны Ниной Сергеевной Козыревой, которая рассказала им о госпитале, действовавшем на территории храма, и о книге памяти Молжаниновского района, составленной ее трудами.

Приняли участие учащиеся и в общегородской конференции, которая прошла 14 марта 2019 года в Музее Победы, собрала в Зале Славы участников проекта. Сейчас идет активная работа над туристическими маршрутами памяти и большой книгой «Азбука обороны», которая создается совместно всеми учащимися школы «Перспектива». Каждая страница книги, как и полагается азбуке, связана с буквой алфавита. Под каждой буквой - события, персоналии, названия районов, на которых оставила свою печать война. Каждый класс работает над созданием своей странички - подбирает информативный и иллюстративный материал, творчески оформляет его. Важно, чтобы страницы были выполнены в едином стиле, но представляли разнообразную информацию.

Когда книга будет закончена, она займет свое место среди экспонатов школьного музея «Рубежи обороны» и будет знакомить с историей района самых маленьких воспитанников школы. И пусть пройдет еще не один десяток лет, но новые поколения наших учащихся будут хранить благодарную память о подвиге своих предков!

Денис НЕВИДИМОВ, заместитель директора школы «Перспектива»