Но, постепенно скапливаясь в детском уголке, лего-конструкторы часто перемешиваются, превращаются в ящики разрозненных деталей и редко находят повторное применение: мало кому интересно день за днем складывать одну и ту же пожарную машину или ферму.

Есть выход! Предлагаем вашему вниманию игровой сценарий, который поможет вдохнуть новую жизнь в лего-материалы у вас дома, поможет закрепить знания о буквах русского алфавита в игровой форме, а также пригодится для организации веселого и полезного досуга небольшой детской компании.

Предложенный вариант адресован детям от 4 до 6лет и предполагает участие взрослого.

1. Подготовительный этап

Необходимо подготовить небольшие листки бумаги (карточки) с короткими словами, например «рот», «ум». Таких карточек должно быть несколько, чтобы у каждого участника был шанс найти эту карточку в ходе игры.

Каждую карточку ведущий сворачивает в трубочку таким образом, чтобы ее можно было спрятать внутри какой-нибудь нехитрой конструкции из лего-блоков (между двумя соединенными блоками, например), и прячем эти заготовки среди других блоков или конструкций. Можно перемешать и выложить все детали-тайники и пустые лего-блоки на ковре, можно поместить все это в какую-то емкость (в контейнер из-под игрушек, в таз). Все это должно быть приготовлено заранее, до прихода детей в комнату.

2. Игра «Поиск послания»

Взрослый объясняет ребятам задачу: надо найти тайные записки среди лего-блоков и прочитать их.
Возможны разные модификации этой игры (например, поиск записки в лего-кубиках, расставленных по комнате (по правилам замечательной игры «Горячо - холодно»).

Этот шумный этап игры очень нравится детям, их увлекают простота задачи, возможность перемешивать детали, не следуя строгому плану и не соблюдая порядок в комнате. Такое отступление от обычного распорядка тоже становится приятным элементом игры.

Когда все листки со словами найдены (а дети должны заранее знать, сколько листков со словами спрятано), начинается новый этап.

3. Игра «Словечки»

Листки со словами пересчитываем все вместе, убеждаемся, что отыскали все. Разворачиваем и пробуем прочитать те слова, которые там написаны. Слова должны быть простыми и короткими («нос», «юг», «оса») и написаны красивыми крупными буквами.

Предлагаем ребятам попробовать прочесть слова. Со многими буквами они уже знакомы, и, как правило, ситуация совместного приключения стимулирует переход этих знаний из пассивного багажа в активный (вместо «помню, но не хочу говорить» в «помню, произношу и соединяю в слоги»). Когда ребят несколько, всегда находится тот, кто уже знает больше букв или умеет читать. Вероятно, он станет лидером на этом этапе, первым прочитает слова на листках, а другие повторят за ним. Такой вариант тоже принесет пользу, ведь дети охотно тянутся друг за другом и быстрее учатся, когда учатся у товарищей по игре.

Взрослому остается только похвалить всех, разложить листки на столе и попросить ребят еще раз хором прочесть слова.

Чтобы вся игра прошла гладко, важно еще придумать, каким образом будет убрана комната, после того как записки были найдены. Лучше убрать сразу, пока дети еще не устали и не переключились на другие вещи. Можно предложить разные варианты: все вместе складываем все лего-детали обратно в контейнер, например, под ритмичную музыку (это могут быть даже рингтоны в сотовом телефоне). Можно дать каждому по коробке и устроить соревнование, кто больше и быстрее соберет блоки конструктора в свою коробку. Затем ведущий приглашает ребят к столу, где разложены наши карточки со словами.

4. Игра «Бумажные прятки»

Взрослый разрезает карточки со словами так, чтобы каждая буква из слова оказалась на отдельном листочке (карточка со словом «ум» превращается в две карточки: в карточку с буквой «у» и карточку с буквой «м»). Процесс разделения слова становится наглядным для детей, разъединенные слова на глазах у ребенка превращаются в набор букв, что делает сложный абстрактный процесс словообразования более понятным. Этот опыт с разрезанными словами показывает ребенку процесс, обратный словообразованию, обогащая его опыт и создавая еще одну опору для обучения чтению.
Дети берут по одной карточке со стола, разглядывают, называют буквы, изображенные на них, или слушают ответы других. Дети со взрослым могут перемещать карточки и складывать их вместе в любых последовательностях.

Затем взрослый объясняет правила игры. Карточки с буквами переворачиваются так, чтобы букв не было видно, а затем перемешиваются. Этот процесс можно доверить детям, ничего страшного, что листочки помнутся, главное, чтобы детям было интересно.

Затем дети берут по одной карточке со стола, переворачивают ее и называют букву (помощь других ребят принимается. Не важно, что ты эту букву не знал или забыл. Важно, что теперь эта буква запомнится, ведь все происходит необычно, интересно, следовательно, отложится в памяти).

5. Игра «Лего-азбука»

Теперь взрослый ставит перед участниками новую задачу: из лего-блоков, которые есть в комнате, надо сложить ту букву, которую ребенок видит на своей карточке.

Если при уборке комнаты ребята собирали элементы конструктора каждый в свою коробку, то можно предложить им складывать букву из содержимого именно этой коробки.

Ребята приступают к выполнению задания, а взрослый помогает им или делает модель какой-либо буквы сам, демонстрируя приемы соединения деталей в сложных случаях.

На этом этапе игры важно поддерживать рабочую атмосферу: помочь тем, у кого опускаются руки, подсказать варианты крепления, если буква очень сложная для конструирования, аккуратно вернуть к работе того, кто быстро утомляется и переключается с одного дела на другое.

Эта игра проходит очень быстро, так как не представляет ничего сложного для детей. Зато совместное выполнение заданий по заданной теме быстро переходит в новую фазу - свободного фантазирования и произвольного конструирования.

Предложенная игра вдохнула новую жизнь в заброшенные и разрозненные наборы конструктора, стимулировала процесс запоминания и называния букв. Важно, что в игровой форме ребята создавали объемные образы букв, соответствующие графическим. Не пользуясь прописями и букварями, с помощью увлекательного конструирования из любимых материалов ребята выявляли связи между словесным обозначением буквы и ее зрительным образом.

Анна ЭФЕНДИЕВА, старший методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы