С 2015года Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы подключился к этому международному движению. В столице стартовал проект профориентационных состязаний среди людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья - Московский чемпионат «Абилимпикс». Поддержку ему сегодня оказывают Департамент образования и науки Москвы, Российский государственный социальный университет, Департамент здравоохранения Москвы, Департамент средств массовой информации и рекламы столицы, другие организации высшего профессионального образования, региональные общественные организации инвалидов, социальные партнеры.

Ознакомившись с положениями проекта, оценив его пользу и социальную привлекательность, коллектив школы №90, реализующей в том числе адаптированные общеобразовательные программы, решил принять участие в чемпионате. Ведь «Абилимпикс» задуман как эффективный инструмент социализации детей, обучающихся в коррекционных классах и школах, где ребята с ограниченными возможностями здоровья могут не только попробовать себя в разных профессиях, но и развить специальные навыки в трудовых мастерских, на тематических мастер-классах. Тем более что чемпионат имеет множество направлений (профессиональных компетенций), и многие из них соответствуют направлениям профильного труда по адаптированным общеобразовательным программам коррекционных школ.

Участие в чемпионате вызвало у учителей ряд вопросов, так как в целом проект рассчитан на детей с нормальным интеллектом, лишь немногие направления могут быть адаптированы для детей с интеллектуальной недостаточностью. Неравные условия состязания учащихся с нормальным интеллектом с теми, кто имеет ментальные нарушения, - один из дискуссионных вопросов чемпионата. На педагогическом консилиуме было решено, что наиболее предпочтительными, посильными компетенциями для наших учащихся должны стать «Поварское дело», «Карвинг», «Швейное дело», «Изобразительное искусство», «Резьба по дереву», «Адаптивная физическая культура», «Флористика» и несколько других направлений. В этом учебном году более успешные учащиеся попробовали свои силы также в IT-технологиях - обработке текста - и даже в непростой компетенции «Ремонт и обслуживание автомобилей».

Большой интерес для учащихся коррекционных классов представляют сами профессиональные площадки, организованные на базе колледжей столицы, где ребята во время конкурса работают на профессиональном оборудовании. А, например, в компетенции «Флористика» участники соревнований имеют дело с живыми цветами, доставляющими эстетическое удовольствие, служащими элементами арт-терапии для особых детей. На площадках чемпионата школьники получают ценный опыт участия в серьезном испытании профессиональных навыков, примеряются к роли потенциального специалиста в той или иной области. Для тех ребят, кто еще не определился с выбором профессии, такой опыт является показательным и в ряде случаев помогает найти призвание.

Проект «Абилимпикс» оказался нужным и своевременным, позволил существенно повысить уровень знаний учащихся в избранной ими профильной сфере. Об успешности участия в чемпионате следует судить не только по количеству призовых мест, но и по позитивным изменениям в мотивационной сфере. А у большинства учащихся нашей школы, принимавших участие в соревновании, повысились самооценка, уверенность в будущем, возросло качество личностных достижений. Некоторые ребята прошли отборочный этап чемпионата и теперь примут участие в V, юбилейном, Московском чемпионате «Абилимпикс»-2019. Есть в школе примеры, когда воспитанники после длительной подготовки к участию в чемпионате решали связать свою судьбу с выбранной компетенцией, сегодня они уже окончили колледжи и трудоустроены по профессии, которую им подарил чемпионат «Абилимпикс».

Александр ОРЛОВ, учитель-дефектолог школы №90