Уже давно я слышу о том, что ЕГЭ - это плохо. Обычно так говорят те, кто мало знаком с содержанием экзамена. А между тем он составлен так, что проверяет знание материала с 1‑го по 11‑й класс. И не только орфографию и пунктуацию, но и речь, которая, пожалуй, более всего хромает у обучающихся, логику, умение обосновывать свои суждения. Поэтому хорошо сдают экзамен те, кто с начальной школы регулярно занимается, отрабатывает теорию на практике, читает. Если же ученик полагает, что русский язык можно хорошо выучить за последний год, он ошибается. В 11‑м классе можно только закрепить полученные ранее знания.

Еще одной распространенной ошибкой на ЕГЭ является то, что многие ребята не умеют должным образом сконцентрироваться и правильно распределить свое время. Подсказать хронометраж каждого этапа экзамена должен, конечно, учитель, но ученик может скорректировать его под себя. В этом очень помогают пробные экзамены. Выпускник получает возможность прочувствовать, укладывается он в отведенное время или нет, нужно ему ускорить свою работу или можно не торопиться.

В связи с этим хочу высказать свое мнение по поводу времени, отведенного на ЕГЭ по русскому языку. Много лет подряд на этот экзамен выделяется 3,5часа. Меняется формат экзамена, меняются задания, как правило, в сторону усложнения и увеличения объема, но все эти годы экзамен длится 3,5часа, и многие заканчивают его в спешке. К чему это приводит? К недостаточному продумыванию ответов, к невнимательной проверке, а иногда и к полному отсутствию ее. Это неправильно! Во-первых, ребенок не должен пребывать на экзамене в ситуации стресса из-за цейтнота. Стресс - злейший враг ученика. Зачастую результатом его бывает то, что подросток многое забывает, память начинает судорожно работать, как мотор на высоких скоростях. А надо всего лишь надбавить 25 минут, как на многих других экзаменах, чтобы облегчить ситуацию и дать возможность и медлительным детям писать спокойно. Кстати, на других экзаменах ребенок имеет возможность, забыв, например, формулу, вывести ее. На русском у него нет времени на подобную работу.

Не нужно также забывать: ЕГЭ включает в себя сочинение, что является творческой индивидуальной работой. А творчество всегда требует сосредоточенности, внимания, продуманности, многократного редактирования, чтобы в конце получилось логичное, умное, безошибочное произведение. Так почему мы отнимаем у детей такую возможность, давая им мало времени? Да, есть дети, которые выходят из аудитории через 2часа, но результаты их, как правило, невысоки. Давайте же поможем сосредоточенным детям с творческой жилкой спокойно выполнять свою работу!

Еще одна болевая точка подготовки к ЕГЭ - это задания по орфоэпии. Не секрет, что к правильному произношению родных слов многие взрослые, а за ними и их дети относятся небрежно. То и дело с экранов звучит: «ПобАлуйте себя!», «кремА», а в семьях говорят то «щАвель», то «бантЫ»… Про числительные я и не говорю: их или вообще не склоняют, или склоняют неправильно. Но что тогда делать ребенку, которого еще с начальной школы учат правильному произношению, а вокруг столько ошибок? Уважаемые взрослые! Давайте поможем и нашим детям, и самим себе. Давайте выучим слова с правильным ударением и будем говорить на родном языке точно и красиво! Скажу по секрету, даже пятиклассники часто возмущаются: «Почему столько людей говорят неправильно?!» И мне приходится выкручиваться, чтобы не обидеть взрослых. Но дети, конечно, правы.

И последнее. Я опять обращаюсь к родителям. Никто лучше вас не знает ребенка. Вам лучше всех известно, волнуется он перед экзаменом или нет, быстрый он или копуша. В соответствии с его особенностями вы и должны вести себя с ним в этот год. Поддержать, если он слишком сильно волнуется, успокоить, отвлечь, сказать, что ЕГЭ - это только экзамен, после него продолжится прекрасная юность со всеми ее радостями, а рядом всегда будут те, кто любит его и будет любить всегда независимо от баллов ЕГЭ и оценок в аттестате. Он единственный, уникальный, таких больше нет. И это чистая правда!

Марина ВИШНИЦКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №167 имени маршала Л.А.Говорова