Когда ребенок играет, он полностью погружается в этот процесс. Интересно, что правила игры можно объяснить, но самой игре при этом научить невозможно - она требует внутренней творческой мотивировки (азарта) и организует все психические функции человека: интуицию, мышление, чувства, ощущения. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо полезнее не учиться, многократно повторяя и запоминая какие-либо действия, а творить и играть.

Невозможно представить себе жизнь ребенка-дошкольника без веселого досуга и праздников, развлечений и увлекательных игр. Давно известно, что хорошее настроение и жизнеутверждающий настрой имеют высокую целительную силу. И любое занятие должно быть живым, творческим и интересным. Но как привлечь детей дошкольного возраста к изучению чего-нибудь сложного, например математики? Вот здесь и начинается серьезная работа педагога: как организовать процесс и чем увлечь малыша. Например, можно сочинить сказку или игру. Только эти игровые, захватывающие приемы, близкие и понятные дошкольникам, сделают задачу выполнимой.

«Жили-были игрушки, - начинает занятие воспитатель, - куклы, собачки, медвежата, клоуны…» Малыши моментально переносятся в воображении в сказочную реальность, предлагаемую педагогом, и непроизвольно осваивают новые для себя умения: учатся различать форму, цвет, выстраивать последовательность действий, развивают воображение и смекалку.

Должен ли педагог вмешиваться в игру ребенка? Безусловно. Современные исследования показывают, что игровые навыки передаются в практике общения, поэтому мудрое вмешательство педагога никогда не будет лишним. Но вмешиваться надо очень осторожно. «Не навреди!» - эта общая заповедь касается и воспитателей детских садов в том числе.

С одной стороны, ребенок должен максимально самостоятельно фантазировать, развивать сюжет игры, определять ее содержание. С другой - именно воспитатель может сделать игру увлекательной, насыщенной, организовав игровое пространство и на первых порах контролируя коллективное игровое поведение воспитанников, помогая разрешать споры, формируя бесценный навык совместной деятельности. Здесь педагог находится на тонкой грани между возможностью помочь и опасностью навредить. Умение балансировать на этой грани - признак настоящего мастерства.

Конечно, в XXI веке невозможно пройти мимо информационных технологий. В дошкольных отделениях школы «Перспектива» игровые комнаты оснащены необходимыми интерактивными компонентами: есть Интернет, интерактивная доска, проектор, планшет, ноутбук. В своей работе воспитатели применяют образовательные ресурсы «1С. Дошкольное образование», ресурс онлайн-системы «Московское электронное образование», интерактивный комплекс «Умный ребенок». Эти технологии существенно расширяют возможности и воспитателей, и ребят. Ну как еще среди лета попасть в зимний лес или в какой-нибудь морозный солнечный денек пуститься в путешествие по рекам Амазонки? Только виртуально!

Мультимедийный материал, представленный интерактивными программами, достаточно обширный, поэтому можно подобрать к любому виду образовательной деятельности интересные и разнообразные задания, демонстрационные материалы. Это очень удобно. Собранные здесь познавательные материалы разбиты по темам «Времена года», «Съедобное - несъедобное» и даже «Дочки-матери», все это при желании можно смоделировать в виртуальном пространстве. А еще обучить ребят правилам дорожного движения, основам поведения в обществе, охране окружающей среды и правилам безопасного поведения дома и на улице.

Конечно, применение электронных образовательных ресурсов и использование интерактивного оборудования не должно быть бездумным, не должны подменять реальную деятельность ребенка. И здесь очень важна личность педагога, его творческая ориентированность. Такой педагог всегда ищет интересные решения, экспериментирует, конструирует, моделирует. Такого педагога любят дети! Творчество как раз и есть та форма активности и самостоятельной деятельности, которая приводит к созданию новых образовательных технологий. При участии педагога ребенок реализует и свой творческий потенциал. В условиях творческой деятельности педагога будет успешно проходить и социализация ребенка, формирование его активной жизненной позиции.

Поэтому, отвечая на вопрос, что же такое образование в детском саду - увлекательная игра или учеба, скажем, что без серьезного, заинтересованного проектирования образовательной деятельности не получится увлекательной игры у детей, а увлекательные игры в свою очередь запускают процесс разностороннего развития личности воспитанников. И в этой взаимосвязи постепенно формируется человек - успешный, уверенный в себе, готовый к творчески активному жизненному пути.

Ольга БАГАУТДИНОВА, методист школы «Перспектива»;
Елена СКОРОХОДОВА, воспитатель школы «Перспектива»