В стенах общеобразовательного учреждения много лет работает экспедиционный клуб «Навигатор». Его основные задачи - привить учащимся интерес к окружающему миру, дать навыки выживания во время походов на природе, а также научить оказывать первую помощь. Естественный для подростков интерес к приключениям помогают направить в нужное русло образовательные музеи школы.

- Два музея - Музей безопасности «Будь готов!» и Музей путешествий «Солнечный мир» - работают в единой связке, - рассказывают о музейно-образовательном комплексе его руководители Андрей и Ульяна Фортинские, - в первом проводится курс подготовки школьников к походам в виде программ по жизнеобеспечению, полевым исследовательским практикам и творчеству; во втором ребята занимаются проектной деятельностью, используя приобретенный в экспедициях опыт. Проекты могут быть связаны с разными предметными областями: историей, этнографией, географией, биологией.

«Будь готов!»

На столе лежат два небольших камушка. Это кремни. О том, что это «первые спички» человечества, те, кто перешагнул порог музея впервые, как правило, еще не знают. Рядом другой необычный предмет. Чем-то напоминает ключи от квартиры с брелоком. На самом деле - современное туристическое огниво. Подобных экспонатов в музее «Будь готов!» сотни. Все они так или иначе связаны с экспедициями и турпоходами - рассказывают о быте исследователей, их научной работе «в поле». Есть тут и палатка, и котелок, и даже фотоаппараты разных лет, которые брали и берут с собой в походы для фотофиксации находок.

Экспозиция музея разделена на три части: «Школа выживания», «Полевые практики» и «Спасатель». «Новобранцев» - учеников 5‑х классов - приводят сюда на экскурсию хотя бы раз в год. Те, кто проявляет интерес, приходят чаще на практические занятия. Около 60 школьников 5‑11‑х классов составляют постоянный актив музея. В экспедиции берут самых подготовленных.

- Путешествия, туристические походы очень помогают повзрослеть, научиться организовывать свою жизнь, - говорит Ульяна Фортинская. - К нам приходят бывшие выпускники, ходившие в наши туристические экспедиции, уже взрослые бородатые мужчины, и признаются, что помнят первые поездки во всех деталях, как важнейшие этапы своей жизни.

На занятиях в музее ребят знакомят с тем, что может пригодиться участнику турпохода. Школьники узнают, как разбить лагерь, добыть огонь, сварить суп, какие ягоды и грибы можно собирать и есть в лесу. Следующий раздел курса посвящен вопросам безопасности. Например, как избежать встречи с клещом и без травм пройти сложные участки маршрута (скажем, спуск по реке на байдарке). Ребята также учатся оказывать первую доврачебную помощь: накладывать шины при переломе, делать перевязки и даже искусственное дыхание.

- Впервые в поход я пошел в 7‑м классе, - вспоминает Максим Шашкин, выпускник школы №1159. - У меня были представления о том, что меня ждет в экспедиции. Но, оказавшись вдали от дома, от привычного комфорта и домашнего уюта, признаться, растерялся. Помню, в коллективе отношение ко мне тоже было скептическое - вел себя как маменькин сыночек, ноющий по каждой мелочи. По возвращении из первой экспедиции думал, что в поход больше не пойду никогда! Но потом посмотрел на себя со стороны и понял, что изменился в лучшую сторону. Это заметили и близкие. Каждая новая экспедиция привносила что-то новое, закалялся дух, я стал взрослее и решительнее.
Походы обычно проводятся в период каникул. Больше всего участники клуба «Навигатор» ждут лета - в теплые летние месяцы количество экспедиций больше, их география шире.

Что такое петроглифы и как их изучают школьники?

Вот уже несколько лет юные туристы из клуба «Навигатор» ездят в край таежных лесов, озер и древних исторических памятников - Карелию. Цель походов - изучение петроглифов. Команда проводит исследования петроглифов, вместе с профессиональными археологами участвует в раскопках.

Петроглиф в переводе с древнегреческого в буквальном смысле означает «вырезанный на камне». Выбитые на скалах рисунки встречаются на территории Республики Карелия в той области, где проходит северный гранитный щит. Два наиболее известных скопления петроглифов находятся вблизи города Беломорска и на восточном берегу Онежского озера. Древние рисунки, выбитые на гладких открытых участках скал, - памятники человеческой культуры эпохи неолита и один из наиболее узнаваемых символов Республики Карелия, 100‑летие образования которой будет отмечаться в 2020 году.

- Основная цель экспедиций - образовательная; это реальный опыт встречи с природой, человеческой историей и культурой, с бытом и обычаями народов России, - говорит директор школы №1159Андрей Чугунов. - Каждый участник экспедиции проводит свое исследование, реализует собственный индивидуальный проект.

Опытные археологи обучают юных участников экспедиции. Ребята копируют древние рисунки. На петроглиф, обычно представляющий собой изображение людей или животных, накладывается бумага, посыпается графитовым порошком, а затем разглаживается мягким шпателем. На бумаге проступает копия рисунка. Также школьники срисовывают петроглифы, делают фотоснимки на камеры, под контролем профессиональных археологов очищают от лишайника и мха, которые постепенно разрушают объекты древнего искусства.

Школьный спектакль на доисторический сюжет

Проводя исследования артефактов эпохи неолита, ребята вместе с руководителями придумывают сценарии для театральных постановок. Сюжеты и образы будущих персонажей подсказывают сами наскальные изображения. Получаются сказки о жизни на Земле на заре человеческой истории…

- Мы пробуем оживить рисунки, сцены, изображенные на скалах, - делится впечатлениями Тигран Саакян, ученик 7‑го «А» класса школы №1159. - Театрализация помогает лучше понять, прочувствовать психологию, восприятие мира нашими далекими предками. Когда мне впервые дали текст моей роли, я очень удивился, насколько простые, но при этом проникновенные слова там были.

За время экспедиций в Карелию участники клуба «Навигатор» поставили уже пять спектаклей к ежегодным международным фестивалям первобытного искусства.

Премьеры спектаклей проходят, как правило, прямо на скалах, рядом с петроглифами. Также школьники выступают в местных населенных пунктах, школах и детских домах; на межшкольных конференциях рассказывают о проведенных научных изысканиях. Экспедиции обогащают жизнь ребят целым комплексом знаний, практических навыков и творческих впечатлений, которые они сохранят на всю жизнь.

Тимур ТИХОМИРОВ, заместитель директора школы №1159