В дальнейших планах команды - участие в Международном чемпионате WorldSkills Kazan-2019, который будет проходить в столице Татарстана с 22 по 27августа. В нем примут участие представители из Бельгии, Китая, России, США, Южной Кореи.

А нацфинал WorldSkills Russia проходил в Казани с 20 по 24мая 2019года. Общим итогом участия в соревновании команды колледжа предпринимательства №11 стали 9 золотых, 2 серебряных медали и 1 медальон за профессионализм. Помимо студентов - участников состязаний в команду колледжа вошли международные эксперты, менеджеры компетенций, сертифицированные эксперты по направлениям.

От чемпионата к чемпионату число компетенций, по которым соревнуются участники проходящих уже в 77 странах мира «олимпиад для рабочих рук», растет. На весеннем состязании WorldSkills Russia в Казани число компетенций достигло 91, при этом 23 компетенции представляли блок future skills - перспективных профессий, востребованных в условиях высокотехнологичного производства. В разработке модели компетенции future skills «Синтез и обработка минералов» непосредственное участие принял коллектив колледжа предпринимательства №11.

Алмаз известен человечеству около 5000лет. В Древней Индии из-за его уникальной твердости ему придавали религиозное значение. Славу символа красоты алмаз получил позже, когда были освоены технологии бриллиантовой огранки. Считается, что идеальную формулу бриллианта в 1919году предложил бельгийский математик Марсель Толковский: он представил расчеты, согласно которым для максимального извлечения блеска количество граней бриллианта должно равняться 57. Для огранки будущего бриллианта (нанесения фасеток) стали использоваться так называемые технические алмазы. Их начали применять и для обработки самых твердых материалов.

Во второй половине XX века окончательно оформилась двойная роль алмаза - ювелирная и техническая. Научно-техническая революция стала предъявлять к промышленным алмазам очень высокие требования. При всей своей уникальности природные алмазы уже не могли решать эти задачи. Технические процессы требовали огромного количества алмазов с четко определенными свойствами. Советский ученый-физик Овсей Ильич Лейпунский в 1939году в журнале «Успехи химии» предложил способ синтеза алмазов, указав три необходимых условия: давление, температуру и среду-растворитель. Однако первый алмаз был синтезирован в Швеции только 17февраля 1953года. Так началась новая жизнь алмаза на службе технического прогресса.

В колледже предпринимательства №11 - единственном учебном заведении в России, где готовят огранщиков алмазов, - в 2007году была разработана инновационная образовательная программа полного технологического цикла огранки алмазов в бриллианты. Вскоре учебный процесс подготовки специалистов значительно расширился и стал охватывать всю алмазную тематику, включая сферы применения синтетических алмазов. В Федеральный государственный стандарт третьего поколения по специальности среднего профессионального образования 261401 «Технология обработки алмазов» разработчиками - преподавателями колледжа была внесена тематика синтеза алмазов. Выпускники колледжа по этой специальности стали востребованы не только в ограночной и ювелирной отраслях, но также и в научно-производственной сфере.

С 2017года Центр алмазных технологий и геммологии (ЦАТиГ) колледжа активно развивается в сотрудничестве с Технологическим институтом сверхтвердых и новых материалов Троицкого инновационного кластера. В колледже создана лаборатория синтеза CVD-алмазов. В реакторе происходит химическое осаждение алмаза из газовой фазы (Chemical Vapor Deposition). Промышленные алмазы, полученные на реакторе колледжа, можно использовать как в микрохирургии, так и в различных технологических процессах: в микромеханике, для создания полупроводников и детекторов, в оптике для лазеров.

Отвечая на вызовы времени, Центр алмазных технологий и геммологии колледжа предпринимательства №11, недавно отметивший 50‑летие первого выпуска огранщиков алмазов, подготовил модель компетенции future skills «Синтез и обработка минералов». Впервые она была представлена на соревнованиях WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге в 2018году. Воспитанник колледжа Алексей Надточиев, будущий техник-технолог по обработке алмазов, принес признание новой компетенции. VII Национальный чемпионат в Казани новой победой подтвердил лидерство колледжа в этой области. Развитием перспективного направления синтеза сверхтвердых материалов колледж вносит сегодня посильный вклад в технологическое развитие экономики нашей страны.

Виктор КАЛАШНИКОВ, преподаватель колледжа предпринимательства №11, куратор музея «История огранки алмазов в колледже предпринимательства №11»