Когда учебные аудитории больше похожи на оснащенные по последнему слову техники лаборатории, а студенты - на сотрудников серьезных технических корпораций, встает вопрос: чем занимаются эти подростки и кто доверил им технику, которая стоит очень больших денег? И почему они строят и запускают спутники, беспилотные летательные аппараты, да еще и умудряются управлять всем этим при помощи нейронных импульсов, силой мысли, так сказать?

А все очень просто. Все это часть образовательного процесса.

Политехнический колледж имени Н.Н.Годовикова - один из наиболее востребованных колледжей Москвы, вошедший в число основных центров развития так необходимых столице и всей России инноваций. Новые технологии и программы появились в колледже, когда администрация поставила задачу создать условия для обеспечения подготовки кадров по самым востребованным специальностям среднего профессионального образования Топ-50. Непростая задача, учитывая, что решать ее нужно было в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями.
Доказательством верного выбора образовательной политики колледжа стали победы студентов в национальных чемпионатах рабочих профессий WorldSkills, профильных олимпиадах, золотые медали на корпоративных чемпионатах Объединенной авиа­строительной корпорации (ОАК) и другие достижения.

- Когда после 9‑го класса я пришел в колледж, то даже не помышлял о каких-либо соревнованиях. Здесь меня по-настоящему увлекли. Вообще все здесь тебя мотивирует на то, чтобы добиваться успеха. Теперь уже и не представляю свою жизнь без чемпионатов. С недавних пор сам обучаю тому, что умею, школьников и первокурсников, - говорит Алексей Лопатин, победитель национального чемпионата WorldSkills в компетенции «Инженерия космических систем».
Техническое образование сегодня - уравнение с несколькими неизвестными. Чтобы получить конкурентоспособного специалиста, нужно работать на перспективу, прогнозировать технологии завтрашнего дня, внедрять дополнительные образовательные программы. Недостаточно просто давать студентам знания - их необходимо апробировать в высокотехнологичных производственных процессах, с которыми в прежние времена выпускники знакомились непосредственно на предприятиях.

Вот, к примеру, эксплуатация беспилотных авиационных систем. Что это за направление? Где беспилотные авиационные системы применяются? Родители и школьники задают волнующие их вопросы, а рынок труда диктует свои конкретные запросы. И нужно уметь отвечать и тем и другим.
Беспилотники - очень востребованное направление. Конкурс на эту специальность один из самых высоких. Но, когда наблюдаешь за ребятами, которые сами разрабатывают беспилотные летательные аппараты (БПЛА), пишут для них программы, ставят задачи, управляют ими, свободно оперируют такими понятиями, как «дорожные карты», «дроноводство», «аэропатрулирование», начинаешь понимать: они живут, опережая время. Их руками создается одно из наиболее перспективных направлений развития современной гражданской и военной авиации.

Или, скажем, лаборатория космической инженерии. Здесь можно увидеть ребят в белых халатах, защитных очках, сосредоточенно паяющих тончайшие схемы - сердце будущего спутника. Мальчишки умеют выстроить координаты пути искусственного спутника, дать ему задачу, зацентровать и «запустить». Знания и умения на уровне дипломированного инженера. А им, между прочим, всего по 15‑17лет.

«Изучение нейронной организации и связанных с ней психических функций - ключевое направление фундаментальных нейронаук» - непростой для восприятия и осмысления тезис, не правда ли? Но системы нейронных связей для студентов коллежа на сегодняшний день также одно из направлений учебной деятельности. Правда, молодое - ему всего два года. Но колледж уже имеет лидирующие позиции в этой области. На этапе обучения студенты должны уметь выстраивать нейронные цепи, передавать задачу учебному роботу при помощи мозгового импульса. И результаты налицо: наши студенты завоевывают золотые медали на профильных олимпиадах, конкурсах. В мае золотую медаль в компетенции «Разработка нейроинтерфейсов» команда колледжа завоевала в нацфинале WorldSkills Russia, который проходил в Казани.

Конечно, достигнуть такого уровня без должной материально-технической базы невозможно. Ежегодно в колледж приходит новейшее оборудование, появился свой IT-полигон. Но самое главное, вне всяких сомнений, люди. Многое делается руками самих преподавателей и студентов. Симбиоз творчества, новаторских идей, молодого задора дает невероятный образовательный эффект!

Сегодня каждый столичный колледж имеет отличную возможность сделать учебное заведение необычайно привлекательной для талантливой молодежи образовательной площадкой, центром высоких достижений. Нужно максимально повышать престиж среднего профессионального образования, применять опыт тренировок команд WorldSkills в процессе подготовки кадров, использовать все возможности, которые дают современные технологии и новые стандарты.

Сергей МИХАЙЛОВ, директор Политехнического колледжа имени Н.Н.Годовикова