Мысль Гиляровского органично вписалась в новый городской образовательный проект предпрофильной подготовки школьников «Московский экскурсовод», который стартовал в 2017году по инициативе сразу нескольких федеральных и городских ведомств: Государственной Думы РФ, Департамента образования и науки Москвы, Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, музеев столицы. Ведь для того, чтобы услышать, почувствовать, понять Москву будущего - город, в котором нашим детям предстоит жить, работать, воспитывать детей, просто необходимо открыть для себя ее историческое прошлое: Москву Гиляровского и купца Весякова, Пушкина и Булгакова, Москву с полотен Кустодиева и Коровина - ту Москву, которая отзывается в каждом русском сердце.

В погоне за будущим мы перестаем замечать следы прошлого. Проходим по улицам, не обращая внимания на фасады домов, проезжаем мимо парков, не зная их истории, проносимся по набережным, не осознавая исторического значения водных артерий для жизни города. Мы привычно оперируем в речи характерными московскими топонимами: Староконюшенный, Неглинная, Басманка, Лефортово, Столешников, Воздвиженка, Знаменка, Волхонка и подчас уже не вспоминаем о первоначальном смысле названий этих улиц. А между тем Москва - древний город с богатейшей историей. И каждый камушек в ее мостовых - часть прошлого огромной страны.

Ежедневно сотни людей посещают Москву: по работе или как туристы; многие мечтают здесь учиться, многие переезжают сюда жить из других регионов, да и коренные москвичи ежедневно выходят на улицы родного города, о котором вроде бы знают необходимое, но при этом столь немногое…

Сегодня в Москве действует с учетом филиалов более 400частных и государственных музеев, открыто несколько тысяч туристических маршрутов. А теперь представьте себе, что ваш экскурсовод не специалист с многолетним опытом, а обычный школьник. Возможно такое? Теперь - да! Поскольку уже второй год в городе реализуется проект «Московский экскурсовод». Школьник-экскурсовод - это не просто интересный опыт. Для многих ребят это уникальный шанс, еще не окончив школу, овладеть востребованной и современной профессией.

Среди юных экскурсоводов Москвы есть и учащиеся школы «Перспектива». Они не просто прошли курс профильной подготовки старшеклассников по профессии «экскурсовод», но и отработали практические навыки на площадках экспозиций музеев столицы. В этом учебном году им удалось разработать и провести экскурсии на космическую тему «Первый полет в космос», «Орбитальные станции», «Космическая одежда»…

14 учащихся школы «Перспектива» активно работали над совершенствованием своего профессионального мастерства: учились создавать новые туристические маршруты, выявлять интересные экскурсионные объекты мегаполиса, безбоязненно выступать на публике, слышать родной город, чувствовать его и понимать. В конце года все ребята успешно прошли итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена и получили сертификаты экскурсоводов. Может быть, участие в этом проекте станет для них началом долгой и успешной карьеры, а может быть, в будущем они выберут другие профессии - инженеров, врачей или даже адвокатов по робоэтике, дизайнеров виртуальной среды обитания… Но с ними навсегда останутся их родной город и особый, исторически глубокий взгляд на него. Они всегда будут видеть в нем часть славного прошлого и великого будущего нашей страны. И где бы ни оказались, куда бы ни забросила их жизнь, Волхонка, Неглинка, Знаменка - все названия и панорамы улиц будут для них яркими красками живописать московскую старину, труд многих поколений, подаривших нам современный город, столь знакомый и при этом таящий столько секретов!

Михаил КУДРИН, учитель истории школы «Перспектива»