- Дарья Валерьевна, для чего потребовалось Софье высокотехнологичное оборудование  Сколковского института?
- Школьный проект Софьи Нефедовой был посвящен изучению социального поведения мышей. Девочка сравнивала поведение мышей контрольной группы с поведением мышей, у которых были повреждены нейронные связи мозга. Работа над проектом включала этап изучения фрагментов мышиного мозга на уникальном оборудовании исследовательского центра «Науки о жизни» - одного из учебно-экспериментальных центров Сколтеха.

Исследование Софьи заняло призовое место на школьном конкурсе проектов и было рекомендовано к участию в городском этапе конкурса. Однако, мне кажется, еще более важный результат работы - формирование внутренней мотивации школьницы к дальнейшему изучению интересующих областей науки.

- Инновационный центр «Сколково», его институты и компании для большинства школьников и даже учителей пока еще окутаны ореолом тайны. Что представляет собой Сколковский институт науки и технологий сегодня?
- Сколтех - молодой, очень перспективный технологический университет России. Профессора с мировым именем, сочетание науки и предпринимательства, уникальный студенческий кампус и современная исследовательская база - все это о Сколтехе.

Динамика сегодняшнего развития университета, созданного в 2011году при участии Массачусетского технологического института и ряда ведущих российских вузов, характеризуется взрывным ростом количества студентов - от 25 студентов в 2013году до 1000 сегодня. Студенты учатся на уникальных для России программах, которые отличает интеграция лучших российских и международных образовательных и исследовательских практик.

- К каким научным направлениям относятся образовательные программы, которые Сколтех предлагает сегодня талантливой российской молодежи?
- Кроме программ аспирантуры Сколтех реализует 10 программ магистратуры: «Науки о данных», «Информационные системы и технологии», «Науки о жизни», «Космические и инженерные системы», «Фотоника и квантовые материалы», «Математическая и теоретическая физика», «Энергетические системы», «Материаловедение», «Передовые производственные технологии», «Нефтегазовое дело».

- Да, названия интригуют… И все же в чем главная особенность программ, которые реализует университет?
- Особенностей много. Во-первых, освоение образовательных программ в университете предполагает не только учебную, но также исследовательскую и инновационную деятельность. Во-вторых, Сколтех активно развивает нестандартные формы обучения, будь то инновационные мастерские, проектная работа в профильной компании или даже возможность проведения дипломного исследования в одной из ведущих лабораторий мира. В-третьих, здесь царит атмосфера международного сотрудничества: в образовательный процесс вовлечены студенты из 40 стран, преподаватели из разных мировых университетов, все обучение ведется только на английском языке.

- Насколько заинтересован Сколтех в развитии взаимодействия со школьным образованием? Расскажите о доступных школьникам проектах, которые уже реализуются.
- Наш университет, конечно, заинтересован в популяризации перспективных научных направлений, в развитии профильного обучения в школах, которое будет заострять интерес ребят к технологиям будущего. Кстати, этим летом российской премии «Просветитель» (в ряду других проектов) была удостоена книга sci-комиксов «Это точно!», изданная Сколковским институтом науки и технологий в сотрудничестве с издательством «Эксмо» и редакционным коллективом журнала «Кот Шредингера». А премия «Просветитель» более 10лет присуждается как раз за успешные издательские проекты, пропагандирующие науку.

Профессора и студенты Сколтеха несколько лет ведут просветительскую и учебную работу со школьниками. Например, в рамках лектория в московском центре «Зарядье» - на образовательной площадке в самом центре города, где знакомят школьников с передовыми научными исследованиями института, отвечают на вопросы ребят. Среди тем, обсуждаемых в лектории, такие области знаний, как большие данные, применение робототехники в медицинских исследованиях и программах реабилитации, проектирование и запуск космических миссий на Марс…

Студенты и аспиранты Сколтеха регулярно участвуют в программах образовательного центра «Сириус» в Сочи, где в течение года проводят практикумы и углубленные занятия со старшеклассниками.

Профессора Сколтеха реализуют интенсивы для школьников, увлекающихся разными областями науки. Так, зимой 2019года, в период каникул, профессор Артем Оганов провел интенсивный курс «Химия.pro» для талантливых школьников 9‑11‑х классов, мечтающих стать химиками.

В зданиях технопарка и Международной гимназии на территории инновационного центра «Сколково» работают инженерные кружки для школьников. Ну а летом у нас действует городской лагерь, где заинтересованные ребята могут расширить свои знания и приобрести практические навыки в области робототехники, проектирования летательных аппаратов, программирования, изучения окружающей среды. Так что ждем всех увлеченных наукой школьников!

Марина КАЧУСОВА, учитель начальных классов школы №1315