​Ваше самое яркое школьное впечатление минувшего учебного года?

Людмила РОМАНОВА, директор школы №1223:
- Улыбки детей, гордость на их лицах, когда вручали дипломы «Ученик года» (подводились итоги всего учебного года, а побед было много!).

Светлана МОЛЧАНОВА, учитель начальных классов школы №158:
- Поликультурный научный фестиваль «Возможности современной школы», в котором приняли участие почти все ученики моего 3‑го «З» класса. Из 9 номинаций в 7 заняли призовые места, каждый получил сертификат участника. Главное - ребята представили свои работы не только в традиционных конкурсах рисунка, декоративно-прикладного искусства, но и сумели открыть в себе новый потенциал (видеоролики «Кулинарное дело», «Мое портфолио»). И конечно же, это участие в международном российско-финском проекте Skilful Class («Умелый класс»), которое позволило учащимся в короткий срок освоить определенный навык (для нас это был навык «Мы можем собирать наши школьные сумки»), укрепить дружеские отношения в коллективе, чувства ответственности и взаимовыручки.

Елена ШУРОЧКИНА, учитель-дефектолог школы №90:

- Весь год - череда впечатлений. Люблю свою работу!

Лариса МЕРКУЛОВА, учитель школы №90:
- Участие в Московском городском фестивале национальных культур «Мой дом - Москва», в московском чемпионате «Абилимпикс», подготовка и защита проекта «Национальный костюм», а также участие в других интересных конкурсах и фестивалях. Год был весьма насыщенным!

Софья ВЕЛИКАЯ, мама воспитанников дошкольных групп школы №1315, фехтовальщица, серебряный призер Олимпийских игр 2012 и 2016 годов:
- Самым ярким событием для меня стал выпускной у сына в дошкольной группе.

Нина АЛЬБИЦКАЯ, учитель школы №201:
- Открытая для учащихся возможность проходить тесты МЭШ.

Елена ЛАВРОВА, учитель английского языка школы №1250:
- Открытие при содействии Министерства иностранных дел РФ кадетского дипломатического класса. При обучении особый акцент сделан на дисциплины, которые помогут в будущей профессии дипломата.

Ирина ШИРОКОВА, сотрудник IT-службы школы №1315:

- Самым значимым событием прошлого учебного года для меня как для школьного куратора проекта МЭШ стало полноценное участие школы в городском проекте. Высокотехнологичное оборудование, поставленное в школу, превзошло все ожидания! Дружелюбный интерфейс программной оболочки интерактивной панели, ноутбуки повышенной производительности, полное покрытие wi-fi-сети, доступное сетевое пространство для каждого пользователя - все это существенно облегчает рутинную работу людям, профессия которых «сеять разумное, доброе, вечное», а не ждать, пока загрузится очередная страничка браузера…

Учителя и управленческая команда, поначалу с осторожностью отнесшиеся к новости об уникальном программно-техническом комплексе, очень быстро поняли: их опасения, что будет сложно быстро освоить и эффективно использовать оборудование, были напрасны. И это здорово, когда понимаешь, сколько новых возможностей дает проект и учителям, и школьникам!

Ольга МАКАРОВА, директор школы №2099:
- Учащиеся нашей школы впервые стали победителями регионального этапа в чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia Junior в двух номинациях - «Лабораторный медицинский анализ» и «Предпринимательство».

Татьяна КУРНОСЕНКОВА, заместитель директора по управлению содержанием образования школы №1315:
- Благотворительный фестиваль в поддержку онкобольных... В нашей образовательной организации его проведение стало доброй традицией. Огромное количество неравнодушных людей, креативные решения по организации процесса и, конечно, плодотворные результаты. Мы рады протянуть руку помощи, чтобы детские сердца продолжали биться.

Светлана ГРИГУЛЕНКО, учитель школы №1159:

- Самое яркое школьное впечатление - встреча с первоклассниками. Дети ждут 1 сентября с нетерпением и тревогой. И от первых впечатлений и ощущений зависит, насколько этот момент станет ярким и эмоционально положительным в жизни первоклассника.


Эврика!
Или выход в пространство МЭШ


Ваше открытие возможностей МЭШ: момент, когда электронный ресурс стал источником неожиданного творческого решения, поднял настроение?


Светлана МАКАРЕВИЧ, учитель математики школы №1583:

- МЭШ сегодня - основа творческого образовательного союза учителя и ученика, позволяющего раскрывать таланты и учитывать интересы каждого ребенка…

Являясь активным пользователем МЭШ, в своей работе я активно использую методику проблемно-исследовательского обучения. Мои ученики учатся сами создавать проблемные ситуации, используя собственные знания и умения из различных межпредметных областей: музыки, истории, спорта, искусства, географии, а также бытовых ситуаций. В результате обсуждений и поиска решения ребята самостоятельно приводят примеры, придумывают задачи по изучаемой теме, оформляют их в виде слайдов PowerPoint и презентуют в классе. Наиболее интересные задания я включаю в свои методические разработки в МЭШ. Таким образом, учащиеся являются соавторами новых интересных для них уроков.

Информационно-техническая база МЭШ позволяет включить в сценарий урока видео, интерактивное задание, дополнительные материалы для распечатки, хорошего качества наглядные материалы, ссылки, тесты, игровые приложения. Как учитель математики отдельно хочу сказать о технических возможностях интерактивной доски МЭШ. Точные и яркие чертежи, линейка всех чертежных инструментов, возможность вернуться к ранее записанному на доске материалу, создание онлайн-материалов в лабораториях «Алгебра» и «Геометрия», использование их в методических разработках, возможность в любой момент выполнить вход в Интернет по нужной ссылке. Учащиеся с удовольствием выходят отвечать к доске. Им нравится осваивать новые для них технологии. Урок становится занимательным путешествием по стране новых знаний.

Такие возможности МЭШ позволяют включить в процесс обучения учащихся разных уровней успеваемости, повысить интерес к предмету, сориентировать учащихся на выбор будущей профессии.

Марина ПАВЛОВА, учитель английского языка школы №1583:

- Я молодой специалист и хочу поделиться личным опытом первого года работы в школе, сравнив обучение до и после создания МЭШ.

Еще совсем недавно я была ученицей, сидела за партой, за которой сейчас выполняют задания мои ученики. В период моего обучения в школе образовательный процесс ориентировался на комплекты учебников или распечаток учителя. Мне всегда не хватало наглядных материалов и интерактивных заданий. Средствами наглядности служили картинки в учебнике или изображения на личном ноутбуке учителя.

Новое поколение - поколение информационных технологий, без которых современные школьники не представляют свою жизнь, поэтому внедрение цифровой образовательной среды МЭШ способствует развитию мотивации и интереса к образовательному процессу, закреплению знаний на практике с использованием наглядных материалов.

Создавая уроки и приложения, мы, учителя, пополняем библиотеку МЭШ, однако, с моей точки зрения, было бы неправильно переходить только на цифровую платформу, забывая об учебниках и пособиях. Нельзя полностью отказаться от традиционной формы обучения, точно так же как нельзя не использовать информационные технологии в преподавании. Для эффективного обучения недостаточно выбрать что-то одно, наиболее эффективный способ обучения - сочетание старой и новой форм работы.

Жанна АНДРИАНОВА, учитель начальных классов школы №158:

- Каждый раз, когда есть возможность наглядно объяснить и дополнить учебный материал детям с ограниченными возможностями здоровья, благодарю про себя всех, кто внес вклад в развитие МЭШ и сделал обучение более доступным.

Елена РЫБАКОВА, учитель начальных классов школы №1250:
- МЭШ позволяет использовать все плюсы современных информационных технологий. При подготовке к урокам информационно-коммуникативные технологии можно применять, используя готовые электронные продукты.

У учащихся повышается качество обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером и интерактивной панелью. Использование готовых электронных продуктов позволяет творчески подходить к подготовке к урокам, заинтересовать учащихся и повысить качество обучения по предметам. Это и поднимает мне настроение.

Низом МАХКАМОВ, учитель школы №90:
- С адаптированными предметами имеют дело не так много учителей Москвы. Несмотря на это, мои материалы в МЭШ стали копировать, просматривать и оценивать коллеги из разных школ. Это стимулирует на создание новых сценариев уроков, тестов и электронных учебных пособий.

Екатерина КОМАРОВА, родитель учащегося школы №158:
- Мой сын заболел, а в эти дни проходили новую тему. Зашли в МЭШ и посмотрели урок по этой теме.

Софья ВЕЛИКАЯ, мама воспитанников дошкольных групп школы №1315, фехтовальщица, серебряный призер Олимпийских игр 2012 и 2016 годов:
- Москва открыла доступ к библиотеке МЭШ по всему миру! Система стала открытой, а это означает, что пользователи других стран тоже смогут внести вклад в развитие электронного ресурса.

Екатерина ХОДАРИНА, заместитель директора по содержанию образования школы №1223:

- Я часто выступаю с различными мастер-классами, семинарами, тренингами, часть из которых посвящена вовлекающим технологиям с использованием возможностей МЭШ. Для сопровождения выступления практически всегда использовались традиционные презентации, а для получения обратной связи - сторонние сервисы, пока совершенно случайно не пришла мысль все это интегрировать в сценарий урока МЭШ. Широкий спектр технологических решений МЭШ позволяет решать практически любые задачи спикера на одной платформе, и это прекрасная возможность для меня.

Елена ЛАВРОВА, учитель английского языка школы №1250:
- Возможности МЭШ действительно впечатляют. Я сразу оценила их при работе, например, над созданием сценариев уроков, в библиотеке МЭШ уже имеются интересные готовые шаблоны. Очень экономит время подготовки к уроку наличие в библиотеке большинства учебников, причем ко многим параграфам даются итоговые тестовые задания, которые позволяют своевременно осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний. Многие опции Московской электронной школы очень понравились и моим ученикам, и их родителям, они увидели новые возможности для выполнения детьми домашних заданий.

Марианна МОРОЗОВА, учитель начальных классов школы №1159:

- Прикрепление к домашнему заданию видеофайлов, аудиофайлов, заданий виртуальной лаборатории, интерактивных тестов, игр и автоматическая проверка домашних заданий - все это делает процесс обучения более интересным, дифференцированным и творческим…

Ваш взгляд на IT-технологии в школе: плюсы и минусы

Ирина ШИРОКОВА, сотрудник IT-службы школы №1315:
- На мой взгляд, IT-технологии - понятие очень широкое; его ни в коем случае нельзя ограничивать открытием IT-классов, или Московской электронной школой, или уроками информатики. Ведь это нечто гораздо большее, мы общаемся посредством IT-технологий, мы обмениваемся ресурсами посредством IT-технологий, мы обеспечиваем безопасность посредством IT-технологий, мы с их помощью делаем покупки, получаем зарплату, проверяем знания, учимся и учим...

IT-технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, настолько стремительно изменили мир, что невозможно даже думать о том, что в школе могло бы их не быть. Вопрос в том, как к ним относиться.

Аналитическая компания Gartner в далеком 1995 году разработала исследование Hype Cycle (цикл хайпа, ажиотажа, шумихи), которое показывает изменения ожиданий общества от любой потенциально прорывной технологии. Согласно этому исследованию любая такая технология переживает в обществе сначала подъем ожиданий, так называемый триггер инновации. Затем достигает пика завышенных ожиданий (хайпа), когда практически каждый человек, не понимая толком принципа действия, не обладая глубокими знаниями, либо мечтает поскорее начать ее использовать, либо категорически против этой технологии, но в любом случае имеет свое собственное к ней отношение. Следующий неизбежный этап - это «пропасть разочарования». Множественные неудачи при внедрении технологии, связанные с недостаточным пониманием ее основ, с отсутствием аналитической информации, неправильными представлениями и завышенными ожиданиями, приводят к вытеснению технологии из экономики и отрезвлению общества. Следующий этап - «подъем просвещения». Начинает появляться все больше примеров того, как новая технология может быть полезна, что приводит к более широкому и точному ее пониманию. И наконец «плато продуктивности» - массовое внедрение технологии и стабильный адекватный уровень ожидания. Очень важно, понимая этот цикл, не скатываться в крайности, придерживаться золотой середины, не выходить на уровень завышенных ожиданий, но и не отставать от темпа технологического развития.

Думаю, что IT-технологии в школе - это все-таки в первую очередь инструмент. Незаменимый, необходимый, максимально удобный... но инструмент, а не самоцель. Школа несет в себе образовательную функцию. Научить школьников применять этот инструмент? Да! Стать IT-компетентным учителем? Непременно! Предоставить возможность применять все технические новинки в образовательном процессе? Отлично! Но при этом осознавать, что профессию в IT-сфере выберет всего лишь некоторый процент школьников, пусть и больший, чем 10 лет назад. А остальным вполне достаточно будет владеть IT-компетенциями на бытовом уровне.

Светлана МОЛЧАНОВА, учитель начальных классов школы №158:

- Прогресс движется стремительно, люди должны неустанно учиться… Сегодня фундаментальную ценность приобретают два качества, которые оказываются полезными везде - и в школе, и в университете, и в профессиональной деятельности. Это умение заниматься непрерывным самообразованием, способность работать в режиме многозадачности. Учебные заведения постепенно перестраиваются с парадигмы передачи материала на парадигму создания условий для самостоятельного освоения материала обучающимися. Для этого в педагогику и преподавание вводятся инновационные по своей форме методы: игры, проекты, совместные обсуждения.
Минусы связаны с притягательностью IT-технологий в плане бесцельного проведения времени в поисках все новых впечатлений. Это можно сказать, например, о веб-серфинге («перепрыгивании» с одного сайта на другой), уходе в мир виртуальной реальности и компьютерных игр. Человек может настолько привыкнуть к часам пустого досуга, что впоследствии, когда возникает необходимость решения серьезной жизненной задачи, он уже не подходит к ней ответственно, а решает тяп-ляп, воспринимая ее как элемент условного виртуального мира…

Елена РЫБАКОВА, учитель начальных классов школы №1250:
- Из плюсов - цифровое образование открывает новые перспективы. Появляются возможности для персонализированного обучения, возникают новые модели сотрудничества, становится шире спектр инновационных, привлекательных для учащихся стратегий обучения

Но кроме очевидных плюсов современных технологий в образовании есть и минусы - подводные камни, с которыми сталкиваются педагоги при внедрении. В современном обществе стремительно возрастает зависимость от информационной инфраструктуры. А IT-технологии, увы, допускают технические сбои… Это также негативное влияние на способность грамматически и синтаксически правильно выражать свою мысль, вред для физического здоровья.

Константин СКРИНЖЕВСКИЙ, воспитатель школы №90:

- IT-технологии необходимы в школе, но они должны не заменять учителя, а только дополнять его работу.

Мария ИВАНОВА, социальный педагог-психолог школы №1250:

- Плюсов значительно больше, чем минусов. Это хорошо, что современная школа идет в ногу со временем, но, к сожалению, многие опытные учителя с трудом воспринимают новые технологии. В этом плане я вижу минус, потому что это создает пропасть между старшим и младшим поколениями, а ведь у старшего поколения есть чему поучиться.

Екатерина ХОДАРИНА, заместитель директора по содержанию образования школы №1223:

- Уже несколько лет в мире говорят о цифровой трансформации образования, однако, на мой взгляд, цифровизация - это не просто тренд в образовании, а реалии современной экономики, которым учебные заведения пытаются отвечать. В связи с этим уместнее говорить о преимуществах и недостатках того, как IT-технологии внедряются в каждой конкретной школе. Наибольшую сложность чаще всего вызывают принятие новых ролей учителями и учениками, адаптация методик и само выстраивание цифровой среды. Здесь очень важно, чтобы IT-технологии не были отдельными инструментами, а выстроились в целостную образовательную систему наряду с традиционными методиками. Главным преимуществом использования цифровых технологий, на мой взгляд, является не высокая степень интерактивности, которую при желании можно достичь и другими способами, а масштабная аналитика, которую можно получить без особых усилий, автоматизация многих рутинных для учителя процессов. Я очень жду, когда Big Data по-настоящему придет в школы и мы сможем выстраивать образовательные траектории совершенно по-новому.

Марианна ЛОЩЕВА, учитель начальных классов школы №1583:
- Информационные технологии - это, безусловно, важный ресурс процесса обучения, но использовать их необходимо грамотно: искать новые средства, технологии и приемы обучения, которые направлены на раскрытие потенциальных возможностей ученика, на его личностное развитие.

Главная задача учителя - научить ребенка учиться.


В решении каких задач школьнику может помочь подробная «цифровая биография», отражающая в электронном дневнике все этапы его образовательного пути, достижения и неудачи?

Светлана МОЛЧАНОВА, учитель начальных классов школы №158:
- Очень надеюсь, что цифровое портфолио сможет автоматизировать предоставление учебным заведениям разнообразных результатов образовательной деятельности воспитанников и даже в перспективе заменит резюме при устройстве на работу.

Константин СКРИНЖЕВСКИЙ, воспитатель школы №90:
- Цифровая биография, на мой взгляд, поможет решить одну из основных задач - самоопределения школьников. Каждое достижение и каждая неудача ведут нас к намеченной цели. Осознанно или неосознанно, но ведут. И чем полнее будет представлена эта цепочка, тем проще будет найти те ключевые моменты, которые, по сути, определяют дальнейший путь. Это и выбор жизненных приоритетов, профессии, и многое другое.

Татьяна КУРНОСЕНКОВА, заместитель директора по управлению содержанием образования школы №1315:
- Как мне кажется, ключевая задача цифровой биографии - упростить и автоматизировать процесс поступления в высшие учебные заведения, а в перспективе заменить резюме при устройстве на работу. Более того, внедрение данной формы анализа результатов работы каждого школьника повысит мотивацию к обогащению собственного потенциала, ведь чем больше в арсенале сформированных компетенций, тем более востребованным и конкурентоспособным будет выпускник на рынке труда.


Дополнительное образование для вас - это...

Софья ВЕЛИКАЯ, мама воспитанников дошкольных групп школы №1315, фехтовальщица, серебряный призер Олимпийских игр 2012 и 2016 годов:

- Уникальная возможность, которая позволяет повысить образовательный и культурный уровень ребенка.

Татьяна ЖДАНОВА, директор центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость»:
- Возможность выявить и реализовать заложенный в каждом человеке творческий потенциал, на практике попробовать, «примерить» разные виды деятельности, открыть в себе новые жизненные горизонты. Интересно, что касается это не только ребят, школьников, но и самих педагогов. Сколько раз наблюдала, как педагоги дополнительного образования, пробуя себя в новом качестве, переключаясь с одного творческого проекта на другой, раскрываются с неожиданной стороны, обнаруживают новые грани таланта, иной раз такие, о которых даже сами не подозревали.

Екатерина ХОДАРИНА, заместитель директора по содержанию образования школы №1223:
- Возможность раскрыться, причем не только открыть таланты в себе, а просто узнать новые грани своей личности. Я бы выбирала дополнительное образование не столько по принципу «Ой, хочу!», сколько из допущения «Почему бы и нет?..», или даже отталкиваясь от предвзятого отношения - «Точно не мое, даже пробовать не буду!». Ведь именно здесь иногда таятся самые неожиданные открытия.

Ирина ШИРОКОВА, сотрудник IT-службы школы №1315:
- Дополнительное образование сегодня уже нельзя оценивать исключительно в формате кружков и секций по интересам. Современный уровень дополнительного образования позволяет классифицировать его скорее как первую ступень профориентации, самоопределения. Школьник имеет возможность попробовать свои силы, проверить себя в разных видах деятельности. Если ребенок, занимаясь в интересующем его на данном этапе развития объединении допобразования, в какой-то момент серьезно увлекается этим направлением, возможности школы позволяют ему получать знания и навыки на уровне предпрофессиональной подготовки. И не обязательно ждать получения аттестата, чтобы начать превращать хобби в профессию. Оборудование инженерных, медицинских классов, высококвалифицированные педагоги дополнительного образования, финансовая и территориальная доступность, сотрудничество школ с колледжами - все это дает уникальную возможность сориентироваться в увлечениях и найти свое призвание в стенах школы.

Татьяна КУРНОСЕНКОВА, заместитель директора по управлению содержанием образования школы №1315:
- Это неотъемлемая часть общего образования ребенка, позволяющая совершенствовать полученные знания, посмотреть на тот или иной предмет с другого ракурса. Также это пространство для формирования компетенций полипрофессионального ориентирования школьников.


Интеграция информации о достижениях обучающегося в общем и дополнительном образовании - новые возможности или лишние трудности?

Татьяна ЖДАНОВА, директор центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость»:
- Такая интеграция позволит не только представителям администраций школ, учителям, педагогам дополнительного образования, но также родителям и самим ребятам увидеть, что многие их сверстники успевают не только учиться в общеобразовательной школе, но достигают высоких результатов в разных видах творческой деятельности. Сочетание труда и таланта дает удивительный результат, и школьники, в жизни которых этот союз ярко себя проявляет, должны служить примером для остальных. Они более целеустремленные, более восприимчивые, умеют эффективно распределять свое время, успевают охватывать более широкие пласты знаний и областей человеческой культуры.

Лариса МЕРКУЛОВА, учитель школы №90:
- Открытая и доступная информация о достижениях обучающихся удобна при переходе учащегося в другое учебное учреждение. Это возможность с самого начала учебного пути систематизировать все успехи в общем и дополнительном образовании. Наверное, это даже интересно: такая автобиография получится, пока ребенок доучится до 11‑го класса!

Трудности по систематизации информации по достижениям обучающихся будут у образовательных учреждений, это кропотливый труд, нельзя упускать из вида даже незначительные на первый взгляд события в жизни ребенка. Здесь могут прийти на помощь родители. Необходимо создать удобную базу для заполнения, чтобы она была доступна родителям (с обязательным подтверждением в виде грамот и сертификатов).

Екатерина ХОДАРИНА, заместитель директора по содержанию образования школы №1223:
- Несмотря на ряд трудностей (которых, на мой взгляд, будет становиться с каждым годом все меньше благодаря цифровизации), преимущества такой интеграции неоспоримы. Не имея полной картины об ученике, мы порой говорим о его неуспешности, потому что он геометрию сдать не может, а о том, что он рисует замечательные картины, подчас даже не знаем. Эта информация не только поможет увидеть многих учащихся по-другому, но и позволит более грамотно выстраивать их образовательный маршрут. Полезны эти сведения и для приемной комиссии в вузе, и для будущего работодателя: «цифровая биография» покажет, готов ли ребенок пробовать новое, выбирает ли он командные виды деятельности или любит работать в одиночку. Это даст шанс найти свою профессиональную стезю не только тем, кто смог набрать 296 баллов и выше на ЕГЭ, а значит, в мире будет больше высококвалифицированных специалистов, любящих свое дело, и просто счастливых людей.

Ирина ШИРОКОВА, сотрудник IT-службы школы №1315:

- Уверена, что идея интеграции данных о достижениях учащихся в общем и дополнительном образовании назрела по той причине, что значительно вырос уровень дополнительного образования. И достижения детей вне общеобразовательной программы, несомненно, должны учитываться и интегрироваться в общей базе данных. Ведь, возможно, именно успехи ребенка в объединениях дополнительного образования станут определяющими в его дальнейшей жизни. В современной реальности информация - золото! Но мало владеть информацией, важно уметь ее грамотно структурировать и классифицировать. Поэтому цифровое портфолио ученика, которое как раз и предназначено для сбора и структуризации информации о достижениях школьника, - это максимально удобный и актуальный инструмент, обеспечивающий прозрачность профильных достижений, незаменимый помощник при выстраивании персонализированной траектории обучения.


6 июня исполнилось 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В какой ситуации вы самостоятельно (не по учебной программе) откроете/загрузите на электронном устройстве пушкинские стихи или прозу?

Светлана МОЛЧАНОВА, учитель начальных классов школы №158:
- Я вообще люблю цитировать Пушкина, не связывая с темой урока, в беседе не только с учениками, родителями, а просто отвечая на очередное эсэмэс. Даже загружать нет необходимости, строки сами приходят…

Елена ШАРКАДИ, заместитель директора школы №1250:

- Часто обращаюсь к уже прочитанным произведениям в поисках емкой и лаконичной мысли перед выступлением или встречей.

Ольга АБУЭЛЬЭЗ, учитель школы №1250:
- На электронном устройстве - нет, но посетила праздничные мероприятия на Красной площади в рамках книжного фестиваля и оперу «Евгений Онегин» в театре «Новая опера».

Мадлена КАРПОВА, учитель начальных классов школы №1250:
- В том случае, если меня настигнет ностальгия или же увижу по телевизору экранизации его произведений.

Екатерина КОМАРОВА, родитель учащегося школы №158:
- Читаем сказки и стихи младшему ребенку, и тут без Александра Сергеевича не обойтись!

Константин СКРИНЖЕВСКИЙ, воспитатель школы №90:
- В ситуации, когда этого потребует душа. А в жизни должно быть место и для поэзии, и для прозы.

Лариса МЕРКУЛОВА, учитель школы №90:
- Лирика Пушкина мне очень близка, и не обязательно ждать подходящую ситуацию, чтобы насладиться знакомыми строками. Но, наверное, больше всего люблю перечитывать вслух «Дубровского». Своим детям читаю. А потом мы обсуждаем это произведение. Дети растут, и каждый раз у них другое восприятие этого произведения. Так интересно!

Софья ВЕЛИКАЯ, мама воспитанников дошкольных групп школы №1315, фехтовальщица, серебряный призер Олимпийских игр 2012 и 2016 годов:
- Если прочитанное стихотворение или проза заставили думать, найду время, чтобы загрузить понравившиеся мне произведения.

Анастасия ГОРЕЛОВА, учитель английского языка школы №1250:
- Я люблю Пушкина, перечитываю его периодически, особенно детские сказки. Это совершенно не связано с тем, что я учитель, ведь я учитель английского, просто у Пушкина написано просто, понятно, интересно и всегда актуально.

Надежда САРКИСЯН, учитель технологии школы №1159:
- Когда рядом дети и внуки.

Екатерина АМЕЛИНА, педагог дополнительного образования школы №2099:

- Я очень люблю литературу как предмет, а стихи - это самая красивая форма сочинительства, поэтому стихи вообще должны звучать как можно чаще по радио и телевидению или на мобильном устройстве, а если говорить о моей специализации, то я буду рассказывать о Пушкине прежде всего как о культурном явлении, как об авторе романа в стихах «Евгений Онегин», который считается энциклопедией русской жизни, демонстрирует в деталях эпоху XIX столетия с ее салонами и балами, где русская аристократия непременно изъяснялась на французском языке и цитировала Дидро…

Марианна МОРОЗОВА, учитель начальных классов школы №1159:

- По зову сердца. Трудно представить нашу литературу без Пушкина!


1 июля исполняется 130 лет со дня рождения знаменитого советского скульптора Веры Мухиной. Чем лично вам дорого ее творчество?


Людмила РОМАНОВА, директор школы №1223:
- «Рабочий и колхозница» - это символ СССР, это память и история моей страны.

Светлана МОЛЧАНОВА, учитель начальных классов школы №158:
- Мне интересна сама личность Веры Мухиной. Она моделировала женственные платья и ваяла брутальные скульптуры, работала медсестрой и покоряла Париж, вдохновлялась «короткими толстыми мускулами» своего мужа и получала за их бронзовые воплощения Cталинские премии. Идеал и символ советской эпохи - скульптура «Рабочий и колхозница».

Елена ШАРКАДИ, заместитель директора школы №1250:

- Не мыслю ВДНХ или заставку «Мосфильм» без скульптуры «Рабочий и колхозница».

Татьяна ЖДАНОВА, директор центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость»:

- Она была очень разносторонним и внутренне богатым человеком, остро чувствующим не только свое время, но и все мировое искусство. Создав выдающиеся памятники советской действительности, в истории скульптуры она осталась также автором памятников П.И.Чайковскому у Московской консерватории, Максиму Горькому, создателем проекта памятника основателю Москвы Юрию Долгорукому.

Елена КРЕСТЬЯНИНОВА, учитель школы №90:

- Нашей семье дороги ее композиции «Хлеб» и «Плодородие» в парке «Дружба» у Речного вокзала, где мы гуляем.

Александра ЗАВАРЗИНА, учитель русского языка и литературы школы №1250:
- Вера Мухина не только была талантливым скульптором, создавшим известные скульптурные композиции, памятники, портреты, но и разрабатывала узоры для тканей, сервизы и вазы, много экспериментировала со стеклом.

Ольга МАКАРОВА, директор школы №2099:

- Монумент на ВДНХ и памятник Петру Ильичу Чайковскому у Московской консерватории. Настолько разные, но каждый прекрасен по-своему!

Екатерина АМЕЛИНА, педагог дополнительного образования школы №2099:

- Вера Мухина - скульптор советского периода. Прежде всего хочется отметить, что это женщина-скульптор, что выделяет ее из числа других авторов-монументалистов. В каждой скульптуре присутствует советская символика, каждая отражает дух своего времени и при этом призывает к достижению новых высот и побед…

Лариса МЕРКУЛОВА, учитель школы №90:

- Многим Вера Мухина известна как автор знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница», которую можно увидеть возле ВДНХ в Москве. Но мало кто знает, что популярные граненые стаканы придумала именно Вера Мухина! А ведь как удобно! Сначала для горячего чая придумано было, но потом стакан стал очень популярным. Прижились эти стаканы практически в каждой семье! Каждая хозяйка использует граненый стакан как меру для приготовления вкусного блюда. И этот стакан пользуется популярностью не только в России. Вроде бы мелочь, а как хорошо, что он есть...

К каким событиям предстоящего учебного года готовитесь этим летом?

Татьяна КУРНОСЕНКОВА, заместитель директора по управлению содержанием образования школы №1315:
- Поскольку грядущий год объявлен Годом народного творчества, мы готовим большой фестиваль, в рамках которого все творческие объединения нашего комплекса продемонстрируют свои таланты и прикоснутся к истокам мировой художественной культуры.

Татьяна ЖДАНОВА, директор центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость»:
- Наш центр «Радость» готовится к реализации крупного социокультурного проекта Департамента образования и науки Москвы, посвященного 75‑летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это будет международный фестиваль, открытый для участия детям, подросткам, молодежи не только со всей России, но также из стран бывшего Советского Союза, других стран Европы и Азии. В рамках фестиваля пройдет 10 международных конкурсов по разным направлениям музыкально-исполнительской и художественно-творческой деятельности, запланированы циклы тематических концертов. Надеемся, наша творческая акция послужит воспитанию глубокого личностного отношения современной молодежи к тяжелейшим испытаниям многих народов в XX столетии, готовности ценить и отстаивать мир на всей планете.

Лариса МЕРКУЛОВА, учитель школы №90:
- Уже в июне я готовлюсь к следующему проекту «Дружба народов». Важно собрать всю информацию по разным национальным традициям, костюмам и танцам - от энциклопедий до тканей для пошива костюмов. В Москве обучаются дети разных национальностей, им важно сохранить свои национальные традиции, ознакомить с ними друзей и одноклассников. Это развивает детей, прививает культуру.

Маргарита ПОЗДНЫШЕВА, методист школы №158:
- Я почитатель своего направления - инклюзивного образования. Этим летом, думаю, буду традиционно посвящать время проектированию новых мероприятий в рамках реализации городских проектов «Ресурсная школа», «Взаимообучение московских школ».

Анастасия ГОРЕЛОВА, учитель английского языка школы №1250:
- В следующем году стану классным руководителем первый раз в своей практике! Для меня это в новинку, поэтому готовлюсь к этому очень серьезно.

Сергей БОГОМОЛОВ, воспитатель школы №1250:

- Готовлюсь принять 7‑й кадетский класс, разрабатываю планы, программы и учебно-методические материалы для проведения занятий.

Елена ЗЕЛЕНИНА, учитель школы №1159:

- Наш школьный спектакль «Про Федота-стрельца» к вечеру памяти Леонида Филатова станет событием. Приходите!