- Николай Иосифович, расскажите, пожалуйста, о цели создания Федерального центра компетенций и стоящих перед ним задачах.
- Центр достаточно молодой, он учрежден в декабре 2017года по решению Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Одна из важнейших задач развития экономики нашей страны - повышение производительности труда - была включена в перечень национальных проектов Президента Российской Федерации. Этот документ получил широкую известность как Майский указ-2018. Нацпроект «Повышение производительности труда и поддержка занятости» должен создать условия для роста российской экономики и конкурентоспособности компаний через изменение производственной культуры. Цель - обеспечить к 2024году рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики России не ниже чем на 5% в год за счет внедрения технологий бережливого производства.

Наряду с разработкой регуляторных мер для стимулирования российского бизнеса проект предполагает адресную поддержку повышения производительности труда на предприятиях. За это направление отвечает наш Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда.
Перед экспертами центра стоят конкретные задачи: провести диагностику производства, выявить проблемы и узкие места, разработать решения и обучить сотрудников применять новые подходы на практике.

- Каких успехов удалось достичь на сегодняшний день?
- Адресную поддержку сегодня получают свыше 500 российских предприятий в 36 регионах страны. Мы предполагаем, что к 2024году число участников проекта возрастет до 10000.

- Ваш центр работает преимущественно с промышленными предприятиями?
- Методики бережливого производства, доказавшие свою эффективность в промышленных компаниях, сегодня тиражируются и на другие сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, медицину, государственное управление.

- Насколько нам известно, подобные методики были апробированы и в образовательных организациях.
- Совершенно верно. Пилотным проектом в сфере образования стал проект «Комфортная школа», реализованный на площадке московской школы №1474. Впервые на базе учебного учреждения были опробованы инструменты бережливого производства: удалось решить двуединую задачу сокращения и оптимизации малоэффективных организационных процессов, которые имеют место в жизни любой школы, при сохранении налаженных механизмов учебной деятельности.

- Федеральный центр компетенций, очевидно, выступил с предложениями по развитию организационной культуры школы. Были найдены ресурсы для оптимизации?
- Используя информацию, полученную от рабочих фокус-групп, представлявших учащихся, родителей и учителей школы №1474, эксперты центра компетенций проанализировали школьный учебный день с точки зрения процессов, бесцельно поглощавших время учащихся и сотрудников. Например, участники фокус-групп обращали внимание на очереди, которые скапливались у раздевалок, в столовой и библиотеке, на перемещения ребят из класса в класс между этажами, сокращавшие на перемене время отдыха и подготовки к следующему уроку.
По рекомендации экспертов Федерального центра компетенций в школе были внедрены механизмы навигации для обучающихся: онлайн-расписание на дисплеях, размещенных на каждом этаже школы, было синхронизировано с электронным журналом, чтобы ученики могли получать оперативную информацию в случае замены уроков.

Были расширены зоны ожидания для родителей и школьный гардероб. При помощи специальных указателей развели потоки школьников - лестницы и входы в столовую и гардероб стали с односторонним движением.

Также мы предложили принципиально поменять подход к организации жизни средней и старшей школы: теперь не учащиеся здесь переходят из класса в класс, а учителя. На трех этажах школы были оборудованы универсальные классы, в которых учителя могут вести основные предметы. А вот на 4‑м, «научно-технологическом», этаже разместились специализированные профильные классы.
В учебных классах внедрили систему организации рабочего места по стандартам 5С: разработали алгоритмы расположения парт и стульев в классе, размещения необходимого инструментария. Новая система позволила существенно сократить время на поиски учебных принадлежностей и наглядных пособий.

Благодаря грамотной расстановке оборудования в столовой время ожидания в очереди сократилось для учащихся в три раза. Применение инструментов бережливого производства в библиотеке позволило так наладить процесс выдачи учащемуся нужной учебной и художественной литературы, чтобы на него уходило не более 1 минуты. Пространство библиотеки было модернизировано: она стала не только местом, где школьники работают с учебниками и книгами, но и местом отдыха, где ребята могут, например, посмотреть познавательный фильм. Также в школе сейчас внедряется программа, которая позволит дистанционно узнавать о наличии книг в библиотеке и осуществлять их предзаказ.

По итогам всех внедренных преобразований полезное время ученика увеличилось на 36%, а уровень удовлетворенности изменениями среди школьников, входящих в состав фокус-групп, достиг почти 100%.

Для всех сотрудников школы был введен единый внутри­школьный электронный документооборот. Например, договоры на дополнительные образовательные программы в школе теперь заключают в электронном виде и заверяют с помощью эсэмэс-подписи.

- Что особенно запомнилось в ходе реализации этого пилотного проекта «Комфортная школа»?
- Прежде всего доверительные и неравнодушные контакты с учащимися, учителями, родителями, представителями администрации, проявлявшими искренний интерес к разным аспектам жизни школы. Их работа в составе фокус-групп была абсолютно добровольной, они участвовали в онлайн-опросах, посещали тренинги, генерировали проблемные вопросы, и в этом плане выступили замечательными партнерами.

- Почему именно московская школа была выбрана в качестве пилотной для апробации проекта «Комфортная школа»?
- Столичная система образования по праву занимает лидирующие позиции по большинству показателей эффективности, все московские школы работают в единой системе, оптимизация управленческих процессов здесь способствует реальному повышению качества образовательного процесса. Для примера можно привести тот факт, что в Москве учителей освободили от всех видов отчетности, чтобы они больше времени могли посвящать общению с учениками.

- Какое продолжение получит пилотный проект «Комфортная школа»?
- В ближайших планах Федерального центра компетенций расширение круга школ, участвующих в проекте, тиражирование опыта в регионы. Сегодня методологи центра разрабатывают также блок обучающих тренингов для школьников, который поможет им овладевать инструментами бережливого производства.

Пресс-служба МСД №34

Досье

Николай Иосифович Соломон окончил Московский автомобильно-дорожный институт, Московскую финансовую академию при Правительстве РФ по специальностям «подъемно-транспортные строительные дорожные машины и оборудование», «международные экономические отношения». С февраля 2009‑го работал заместителем генерального директора, а с апреля 2011‑го - главным финансовым директором государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». В мае 2018 года назначен главой Федерального центра компетенций в сфере производительности труда.