В минувшем учебном году ярким финальным событием в календаре программы «Поют дети Москвы» стал майский XVII Московский международный музыкальный фестиваль «Звучит Москва». В нем приняли участие более 5000 московских школьников, а также ребята и молодежь из российских регионов и из-за рубежа. С приветствием к юным участникам фестиваля обратился прославленный музыкант, дирижер, народный артист СССР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимир ФЕДОСЕЕВ. Дирижер охотно ответил на вопросы, подготовленные оргкомитетом программы «Поют дети Москвы» и юными журналистами - учащимися центра «Радость».

- Владимир Иванович, ваши детские годы выпали на период ленинградской блокады. В детстве все переживается особенно остро и, как правило, навсегда отпечатывается в памяти. Бывает, что сегодня в творческой работе впечатления детства служат источником вдохновения? Или музыка все-таки требует отрешенности от личных воспоминаний?
- Период моего взросления с 9 лет совпал со страшной катастрофой - войной, весь ужас которой мне довелось увидеть собственными глазами. Я был в Ленинграде во время блокады, учился в своей квартире, потому что школы не отапливались. Музыка мне открылась через радиорепродуктор. По радио я слышал, как диктор зачитывал письма с фронта, в которых раненые бойцы просили сыграть, например, «Ромео и Джульетту» Чайковского, и своим детским умом как-то понимал, что они чувствуют, и очень хотел помочь.

Я играл на баяне и, когда меня просили, выражал готовность выступать на концертах в госпиталях. Я видел этих людей - тяжелораненых, умирающих. Видел их глаза, когда они слушали музыку, любую - Чайковского, Рахманинова, русские песни, не важно… Эти впечатления на всю жизнь запали в душу. Позже, в период учебы в школе, всегда отвечал согласием на просьбы приехать в госпиталь поиграть раненым. Трудно сказать, служат ли эти воспоминания источником вдохновения или просто заставляют жить и работать, не жалуясь на судьбу. Но одно могу сказать точно: воспоминания эти никогда меня не покидают.

- Случается, что сейчас в работе за дирижерским пультом на память приходят картины детства?
- Многое зависит от того, какая программа исполняется. К примеру, когда работаю с оркестром над симфониями Шостаковича, да, перед глазами проходят картины детства. Потому что эта музыка - неотъемлемая часть той истории, свидетелем которой я стал.

- Ваше отношение к песням военных лет. Может быть, назовете любимые?..
- Недавно мне вручили премию Союзного государства в области литературы и искусства за проект, посвященный песням военных лет. Этот проект всколыхнул много прекрасных чувств: думы о Родине и вообще о России. Концерты прошли в Минске и в московском Зеленом театре в парке Горького.
В Москве мы выступали с солистами на открытом воздухе. Это был не просто концерт, а общение с публикой, которая пела наравне с артистами, у многих слушателей на глазах наворачивались слезы. У меня много чувств, воспоминаний связано с исполненными песнями. «Священная война», «Поклонимся великим тем годам», «Жди меня», «Случайный вальс», «Темная ночь», «На безымянной высоте», «Тальяночка», «Вот солдаты идут», «Бери шинель…», «Нам нужна одна победа», «Журавли», «Синий платочек», «Эх, дороги», «Давай закурим», «В землянке», «Последний бой», «Друзья-однополчане»… Это далеко не полный список песен, которые тогда прозвучали. И каждая из них для меня дорога, каждую по-своему люблю.

- Любовь к музыке нередко начинается с яркого, сильного впечатления, с эмоционального потрясения. Где искать эту любовь сегодняшней молодежи?
- Пусть посетят, например, Международный конкурс имени П.И.Чайковского. Если внимательно следить за состязанием пианистов, это может оказаться не менее захватывающим зрелищем, чем чемпионат мира по футболу. Здесь все зрители будут обеспечены и впечатлениями, и эмоциональными потрясениями. Обязательно начинаешь за кого-то болеть, переживаешь за конкурсанта, радуешься его победам или сокрушаешься в случае поражения, не соглашаясь с жюри. Знаю, что можно наблюдать за выступлениями конкурсантов через Интернет, но лучше все же слушать вживую.

- Если представить идеальную ситуацию, какой должна быть первая встреча ребят в школе с классической музыкой?
- Лучше всего организовать культпоход всем классом на концерт в хороший зал с достойной акустикой: в Большой зал Московской консерватории, в недавно построенный концертный зал «Зарядье». И, конечно, раз уж речь идет о первой встрече, ребята должны услышать безусловный шедевр, к примеру Мессу си минор Баха, Реквием Моцарта, Второй или Третий фортепианные концерты Рахманинова, музыку Чайковского. Немаловажно также, кто будет исполнять признанный шедевр, все это повлияет на то, захочется вернуться в концертный зал или нет…

- Владимир Иванович, чтобы по-настоящему научиться понимать и ценить музыкальную классику, достаточно быть просто внимательным, эмоционально отзывчивым слушателем или нужно хотя бы немного приобщиться к этому на практике, став участником хорового коллектива или освоив какой-нибудь музыкальный инструмент?
- Если снова говорить об идеальной ситуации, то лучше ознакомиться с музыкой «изнутри», и занятия в хоре могут этому способствовать даже лучше, чем обучение игре на том или ином музыкальном инструменте.

- Что привносит музыка в мировосприятие человека, на ваш взгляд?
- Если говорить о хорошей классической музыке, то она привносит в нашу жизнь гармонию, которой всем очень не хватает. Есть, конечно, и деструктивная музыка, в том числе классическая, однако мы сейчас с вами говорим о лучших образцах музыкального искусства.

- Изначально музыкальное творчество было тесно связано с природой, перекликалось с ее красотой. Сегодня для человека индустриальной городской среды, живущего в пространстве технической цивилизации, классическая музыка - «предмет роскоши», некий культурный артефакт (как некоторые ее и воспринимают) или жизненная необходимость?
- Изначально связь была не просто с природой, а даже с космосом. Не случайно в Античности существовало такое понятие, как «гармония сфер», подразумевающее, что при движении планет образуется благозвучная музыка. И музыкальное искусство долгое время шло рука об руку с красотой. К нынешнему времени многое изменилось. Думая о современном искусстве, безусловно, чаще приходится огорчаться, чем радоваться. Однако существует много людей, которым классическая музыка жизненно необходима, они не мыслят своего существования без общения с ней, без посещения концертов. Если же говорить о «роскоши»: пусть классическая музыка будет предметом роскоши, в этом нет ничего плохого…

- Есть точка зрения (ее, в частности, высказывал отечественный философ и культуролог М.Каган), что в будущем музыка будет играть в культуре человечества большую роль, поскольку технический прогресс и возрастание роли науки, абстрактного мышления будут порождать острую потребность в уравновешивании этого направления активизацией эмоциональной сферы человека. Что вы думаете по этому поводу?
- Вы знаете, в Средневековье музыка входила в систему точных наук наряду с арифметикой, геометрией и астрономией. Все относительно, в хорошей академической музыке иногда требуется активизация не только эмоциональной сферы, но и интеллекта тоже. И что именно будут слушать в будущем, чтобы разбудить эмоции, неизвестно. Отчего-то я сомневаюсь, что Моцарта. Но если будет так, это прекрасно.

- Если бы вы пришли на встречу с ребятами, например на урок музыки в школе, что бы им сказали в первую очередь?
- Стремитесь всегда и во всем отделять зерна от плевел, уделяя должное внимание взращиванию первых и не тратя его на последние. Берегите свое время. И не пропустите встречу с прекрасным искусством - классической музыкой.

- Расскажите, пожалуйста, о концертах и проектах вашего замечательного коллектива - Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского, адресованных детям и молодежи.
- Солисты Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского постоянно проводят мастер-классы для учащихся музыкальных школ, делятся с молодыми музыкантами секретами мастерства.
Для более широкой аудитории мы проводим открытые репетиции с оркестром, и они имеют огромный успех. Надеюсь, в будущем сезоне возобновим новый цикл открытых репетиций для школьников, для учащихся школ искусств. Это замечательный проект!

Кроме того, у нас есть циклы концертов, в которых наряду с музыкой звучит слово. Они проходят в Большом зале Московской консерватории в выходные в 14.00, и мы ждем на них детей, молодежь. Например, 21 сентября с оркестром выступит российская актриса театра и кино Полина Агуреева, а 16 февраля 2020 года - актер и продюсер Алексей Гуськов. Приходите, не пожалеете!

Антон БОНДАРЕВ, заместитель директора центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость»

Досье
45 лет Владимир Федосеев возглавляет российский оркестр, получивший под его началом мировую известность, - Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского. Неотъемлемой частью истории современной культуры нашей страны стали сотрудничество этого коллектива и его руководителя с Дмитрием Шостаковичем и Георгием Свиридовым, сотни триумфальных выступлений в России, странах Европы, Азии и Америки. Владимир Федосеев один из тех мастеров и ревнителей своего дела, благодаря которым художественные сокровища России узнали и полюбили тысячи слушателей во всем мире.