Мир профессий стремительно меняется. Развиваются технологии, полностью автоматизируются производственные процессы, вопросы искусственного интеллекта, цифровизации экономики и общества обсуждаются на государственном уровне. Иной раз кажется, что единственная константа современного мира - это постоянное изменение, и ключевой компетенцией выпускника школы должна стать его готовность быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Ушли в прошлое размышления о будущей профессии как о ремесле на всю жизнь. Сегодня старшеклассник должен уметь отвечать на вызовы времени, хорошо ориентироваться в социокультурных и экономических реалиях, сохранять мобильность и готовность к освоению знаний и навыков в самых разных областях науки и культуры.

Но столь же необходим современному старшекласснику и опыт профессиональной деятельности, предполагающей ответственность, добросовестность и нешуточную самоотдачу! Без этого опыта мобильность и приспособляемость обернутся поверхностностью и приспособленчеством, образование не выведет выпускника на уровень творческой самореализации, который только и может в перспективе сделать его востребованным специалистом. Необходимость комплексного воспитания социальной адаптивности и профессиональной компетентности задает сегодня парадигму школьного образования.

В практике работы школ Москвы множество успешных примеров развития у учащихся предпрофессиональных умений и навыков, освоения проектной деятельности, получения опыта предпринимательства, формирования прикладного и критического мышления. Неотъемлемой частью образования стало освоение компетенций в области цифровых технологий и систем, получающих все более широкое распространение. Процесс цифровизации открывает широчайший спектр возможностей, определяет перспективы экономического развития государства, рост качества жизни граждан, но одновременно накладывает большую ответственность на участников нового цифрового социума, которые в использовании этих технологий должны будут все больше руководствоваться не только прагматическими, но и морально-этическими соображениями.

Формирование комплексного подхода к освоению школьниками информационных технологий - одна из важнейших задач сегодняшнего дня. IT-технологии взяли на себя функцию универсального инструмента и интегративного компонента самых разных областей науки, культуры и повседневной жизни. Если посмотреть на опыт Москвы по использованию цифровых технологий, станет очевидно, что город - один из мировых лидеров в плане внедрения автоматизированных систем. По последним исследованиям он входит в Топ мировых столиц по использованию интернет-сервисов в городской жизни. Яндекс.Пробки, расписание транспорта, Московский паркинг, сервисы здравоохранения и образования, Московская электронная школа - все это грани единой информационной системы столицы. Подготовка школьника к жизни в цифровом социуме давно стала насущной задачей, но еще более сложную образовательную задачу сегодня формирует социальный запрос на штат специалистов, которые будут обслуживать IT-сектор.

Именно для решения этой перспективной задачи с 1 сентября 2019 года на площадках 34 общеобразовательных школ Москвы стартует новый проект Департамента образования и науки столицы «IT-класс в московской школе». Этот проект невозможно бы было бы реализовать без участия высокотехнологичных компаний и вузов - лидеров IT-образования в России. Партнерами проекта стали Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (СПбНИУ ИТМО), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт» (МФТИ), Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (МГТУ имени Н.Э.Баумана), Московский политехнический университет, ключевые компании в области информационных и высоких технологий: «Яндекс», ABBYY, 1С, «Новые облачные технологии», Renga Software, Научно-технический центр информационных технологий «РОСА» (НТЦ ИТ РОСА), «Код безопасности».

Компании-партнеры выступят в роли стажировочных площадок, их сотрудники будут проводить лекции и экскурсии, осуществлять наставничество в проектной деятельности учащихся, которые начнут осваивать реальные кейсы из области IT-индустрии. Только такой формат обучения позволит школьникам быстрее определиться с интересующим направлением дальнейшего образования, а компаниям - создавать платформы для подготовки высококвалифицированных высокооплачиваемых кадров.

Московская школа готовит своих выпускников к решению целого комплекса ответственных и разнообразных задач, стоящих перед современным российским обществом.

Ирина КУРЧАТКИНА, директор школы №1474, председатель межрайонного совета директоров №34