…и нам ответили!

Калейдоскоп мнений показал разные грани личности, разные точки зрения… А, впрочем, почему разные? Мы узнали, что:
✓    одежда помогает каждому из наших собеседников быть в гармонии с самим собой, а для учителя такая целостность очень важна, это, если хотите, часть воспитательной работы с детьми;
✓    нашим героям чужда чопорность, застегнутость на все пуговицы, которая, по их убеждению, не только ограничивает личную свободу, но и создает дистанцию между учителем и учениками;
✓    строгая рабочая форма одежды привносит в школьную жизнь и в процесс учебы скуку и однообразие;
✓    одежда для каждого - элемент игры, творчества, позиционирования своего «я». И отдых - лучшее время для перезагрузки.

Мы поняли главное: современный учитель не хочет ни строить баррикады из нравоучений, ни возводить себя на пьедестал, ни копать рвы между собой и своими учениками. Он хочет - и в этом есть большое искусство и мастерство - быть с ними на равных, но не панибратски, а по духу, по смыслам, по единой главной цели. И только такой учитель может взрастить не класс успешных учеников, а коллектив, состоящий из личностей - доброжелательных, толерантных, активных, со своей устойчивой жизненной позицией.

Мы не без основания предположили, что и главные объекты системы образования - ученики, не зная того, оказывают влияние на стиль одежды и образ жизни учителей и в будни, и в праздники.

Кто скажет, что это не так?

Не модная вещь делает человека стильным, а...

Юлия ВАРЛАМОВА, учитель английского языка, Удмуртская Республика:

- Лето - это маленькая жизнь, жизнь вне школы, со своими правилами и прелестями. Легко ли учителю переключаться на формат «без галстука»? Весь учебный год нас сопровождают строгие фасоны, монохромные цвета брючных костюмов, классические блузы и платья, деловая обувь. Когда в школе объявляется режим свободной формы как для школьников, так и для сотрудников, то пропадают каблуки, появляется удобная обувь, кроссовки и кеды, строгие юбки заменяются легкими светлыми платьями, удобными брюками или джинсами с футболками.

Выбор одежды вне школы зависит от ситуации и событий, которых и летом у педагога бывает много: туристические походы, прогулки с ребенком по городу, летние open-air-фестивали и концерты, каких у нас в городе очень много, а также путешествия в другие страны либо поездки на природу или на дачу. Выбор одежды зависит и от настроения. Важно, чтобы было удобно и комфортно с учетом места, времени, формата и цели встречи или события.

Как правило, летом нужен один образ для вечернего выхода, пара вариантов для городских прогулок в жаркую или прохладную погоду: либо легкие платья, либо юбка или брюки со свитшотами. Яркие футболки могут разнообразить образ; если солнце прячется, то к этому комплекту прекрасное дополнение - яркий жакет. Очень люблю платья, они многофункциональны и можно обыграть образ с помощью обуви, украшений и блейзеров для любого формата - от делового до спортивного. Если собираюсь в жаркие края к морю, то комбинезоны и сарафаны - любимые спутники. В нашем городе реализуют проект «Йога на траве» и все лето практикуют занятия на свежем воздухе, для этого есть спортивный комплект.

Украшения? Да! Но я предпочитаю их в формате «украшения для девушек, которые не носят украшений». Лаконичность и утонченность - важные критерии при выборе. Сегодня, к примеру, предпочтение отдаю горному хрусталю и серебру.

Наша одежда может многое рассказать о личности человека, поэтому крайне важно при выборе образа оставаться собой, что бы ни происходило. Доказано, что не модная вещь делает человека стильным, а органичность в выборе предметов одежды, сочетаемость образа с темпераментом, внутренняя гармония и уверенность в себе. Некоторые думают, что только одежда имеет значение. Мне кажется, это не совсем так: ум, манеры, культура и образование очень влияют на общее впечатление о человеке.

Я одеваюсь так, как я живу

Александр ДЕМАХИН, учитель МХК, Московская область:

- Так совпало, что своим стилем я сколько-то озаботился как раз перед выступлением на Всероссийском конкурсе «Учитель года». До этого вообще особенно не заморачивался тем, как я одеваюсь. А тут мне надо было приобрести пиджаки, брюки и галстуки, которых в принципе в моем гардеробе не было, но так, чтобы они раскрывали мою индивидуальность, а не унифицировали. Потом, после конкурса, работа над своим стилем продолжилась и стала мне интересной, так как я понял, что это действительно помогает мне выразить свою позицию по отношению к миру: где-то подчеркнуть значимое, где-то защитить себя.

Мне хотелось бы и в школе, и вне школы быть одним и тем же человеком. Потому что думаю, что должен дать возможность ученикам встретиться с собой именно как с человеком. И жесткой границы между одеждой для работы и для отдыха я не провожу. Скорее мне нужно одеться так, чтобы, вписываясь в «цивильный» дресс-код, выйдя из школы, мне не нужно было переодеваться: своей одеждой я в том числе вношу в пространство школы свою жизнь. Разумеется, надеть шорты и сандалии на занятие я позволить себе не могу, даже если очень жарко, но, например, на репетицию спектакля в школе я считаю так прийти возможным. Недавно стал ходить в вязаной короткой шапке (не зимой, а и в другое время, кроме совсем теплой погоды), и вот ее на входе в школу я все-таки предпочитаю снимать, но при этом испытываю дискомфорт от того, что делю свою жизнь на «вне» и «внутри».

Так что в свободе выбора одежды меня моя работа никак особо не ограничивает. Я учитель, но еще занимаюсь театром, а еще арт-директор в арт-кафе и стараюсь сочетать эти ипостаси и в своем стиле. Брюкам в повседневной жизни всегда предпочту джинсы или штаны, а пиджаку - толстовку. Разумеется, на штанах при этом не будет дырок, а на толстовке или футболке - вызывающих принтов. Но опять же не столько из-за того, что я работаю учителем, а потому, что мне не близко это и в жизни.
Я одеваюсь так, как я живу. И надеюсь, что это имеет смысл - и одежда, и жизнь.

Главное, чтобы костюмчик сидел

Денис РОЧЕВ, учитель немецкого языка, директор Ресурсного центра по работе с одаренными детьми, Ленинградская область:

- Я учитель немецкого языка и часто бываю не только в Германии, но и стараюсь открывать новые страны, города. И там, за границей, всегда узнаю наших соотечественников. Наверное, глаз наметан. При этом внешне меня самого почти никогда не идентифицируют как россиянина. Видимо, выбранная профессия, а в ней любимый предмет, отражается и в стиле одежды. Думаю, раньше символы, марки имели важное значение, сейчас же главное, чтобы костюмчик сидел: было удобно, комфортно и приметно. Сочетание цветов или яркий аксессуар говорили бы о моей личности. Помню, в школьные годы проводил лето у бабушки в Вильнюсе и возвращался к себе домой, на Север, с обновками, купленными у польских «коробейников»: в школу приходил в ультрамодном свитере boys, слаксах или кроссовках с разноцветными шнурками.

Сегодня мой повседневный стиль одежды отражает мое мировоззрение: жизнерадостность, жажда впечатлений и коммуникабельность. Я всегда стараюсь внести креативность в свои уроки, а сейчас, будучи директором центра «Интеллект», и в работу своего образовательного учреждения, что, конечно, отражается и на моем стиле одежды. Именно поэтому на конкурсный урок «Учителя года России» в 2014 году я решил надеть не привычный всем костюм с галстуком, а выйти перед учениками и членами жюри в рубашке с закатанными рукавами. Внутренний голос сказал: надо так. Я прислушался и выиграл. Сейчас, когда каждое утро смотрю в зеркало, вспоминаю слова своей бразильской коллеги, учительницы немецкого языка: «А imagem é uma linguagem» («Имидж - это язык»). Дополню: язык поиска гармонии с самим собой и язык общения с миром.

«И чтоб никто не догадался!..»

Людмила ЛЕВИНА, председатель Ассоциации учителей и преподавателей химии:

- Лето, каникулы, отпуск: магические слова для учителя… Отзвенел последний звонок, прошел выпускной, получили результаты ОГЭ, ЕГЭ (за одних порадовались, другие огорчили), сдали последние отчеты (а как без них?). Все! Выдохнули - и отдыхать, набираться сил для следующего учебного марафона.

Учителя откладывают на отпуск дела, на которые не хватает времени в учебное время. Немногие, например, в течение года находят возможность разобрать и обновить свой гардероб. Не случайно в некоторых школах даже ввели униформу для учителя, чтобы не отвлекались от работы: все одинаково одеты, обуты, главное, чтобы аккуратненько, скромненько, без претензий! Что ж, наверное, и такой подход в отдельных случаях уместен.

Откровенно говоря, вообще не понимаю, почему встает вопрос о том, как должен выглядеть учитель в неформальной обстановке. Он обязательно должен отличаться от других людей? Окружающие должны немедленно угадывать в нем учителя?

Расслабьтесь, дорогие коллеги! Надевайте на себя все, что считаете красивым, в чем вы комфортно и уверенно себя чувствуете. Конечно, нужно при этом четко понимать, что вам к лицу, а какая одежда, обувь недостойна вашего внимания. На самом деле вы ведь не позволите себе прийти на урок в босоножках, а летом, в жару, почему бы и нет? Только при этом надо очень критично посмотреть на себя со стороны и убедиться в том, что природа наградила вас изящной стопой, которую можно предъявить миру! Вы также вряд ли решитесь надеть на работу джинсы с модными ныне дырочками, а в поездке они будут смотреться в самый раз: стильно, модно, по-молодежному. А кто может запретить обладательнице красивых длинных ног с тонкой щиколоткой пройтись по городу в мини-юбке или даже в шортах? Мне представляются крайне важным смелость в подаче себя, умение одеваться модно, ярко в любое время, в любом возрасте, проявляя свою индивидуальность и чувство стиля.

К собственному стилю в одежде я отношусь с большой долей иронии. Это для меня увлекательная игра, в которую я начинаю играть с собой, а потом вовлекаю в нее и окружающих меня людей. Игра под названием «И чтоб никто не догадался!..» Действительно, интересно преображать себя, камуфлируя не самые привлекательные особенности фигуры, а вместе с тем ненавязчиво акцентировать внимание на достоинствах, данных природой. Если вы не обладаете тонкой талией, не стоит подпоясываться. Коль ваши колени далеки от идеала, вы не имеете права оскорблять эстетические чувства людей, которые будут вынуждены лицезреть их, если вы не потрудитесь подобрать правильную длину юбки («…и чтоб никто не догадался!..»). А если шея не той длины или проклятый горбик вдруг образовался, не тужите! Не сможете открывать спину (будете покупать блузочки, рубашки на стоечке, с воротничком), но, может, вам пойдет умеренное декольте? Пробуйте, изучайте себя, не отчаивайтесь, если поначалу не все получается. И не развивайте в себе комплексы, все в наших руках, нужно только постараться, и вы обязательно сможете стать самой обаятельной и привлекательной!

Другое измерение

Наталия ЯНИКОВА, учитель физики и информатики, Псковская область:

- Отпуск - это не только время заняться собой и отдохнуть. В первую очередь это время творческого полета через погружение в совершенно другое измерение. Для меня таким другим измерением является фольклор. Мой сарафан из шерстяной ткани в традиционную синюю клетку пошит по старинным лекалам, и в нем я ощущаю себя настоящей псковской лебедушкой. Кружево на рубашку я пришивала, глядя на этнографический костюм, при этом напевала старинные псковские посиделочные песни. Образ обязательно завершает пояс или передник, а в руках иногда скрипка, чтобы подыграть на плясовых и хороводных. На голову повязан яркий платок, как и у всех остальных участниц нашего фольклорного ансамбля «Веретье». Ансамбль носит звание народного коллектива, и мы уже дважды это подтвердили.

Лето всегда богато на выступления. Это и фестивали, и концерты, и даже театрализованные представления. Совсем недавно мы стали пробовать себя как фольклорный театр. По традиции все роли в нем исполняют мужчины, а девушки подпевают, внося определенную краску в эпизод или предваряя ту или иную сцену. Спектакль «Как Ивана-дурака забрили в рекрута» мы представили на международном фестивале любительских театров. Сюжетная линия пролегает от комедии к трагедии - ведет молодого парня от женитьбы к гибели. «Эх, запропала моя головушка, - говорит Иван. - Была жена, а станет вдовушка!» В один момент наши яркие красные платки сменяются на черные, песня становится печальной и пронзительной. Зритель понимает, что с тех давних пор ничего не изменилось: беззаботная жизнь молодых ребят заканчивается подвигами на поле боя. Спектакль посвящен памяти 6‑й роты псковского десанта - мальчишкам, ушедшим в вечность в Чечне.

Действие завершается на веселой ноте, плясовой песней. А в душе огромная благодарность нашим защитникам за то, что я могу надеть свой сарафан в синюю клетку, дышать, петь фольклор и просто жить в этом измерении.

Любите ли вы лето, как люблю его я?

Вячеслав АГЕЕВ, заместитель директора, учитель начальных классов, Москва:

- «Ты же учитель!» - слышу неодобрительные возгласы, появившись в неформальной одежде. «Слишком ярко», - говорят друзья, когда мы ходим по магазинам и я выбираю себе обновки.

Не соглашаюсь! Убежден, что учитель - человек творческий, свободный и имеет право демонстрировать свою индивидуальность, в том числе с помощью создания своего, ни на кого не похожего внешнего образа. И границами свободы выбора при этом могут быть только собственные эстетические принципы. По умолчанию каждый педагог - личность духовно богатая, нравственная и требовательная к себе, поэтому излишним считаю специально говорить о чувстве меры или эпатаже.

Легкая рубашка, casual брюки, мягкая и удобная обувь - мой выбор одежды в школу. Все меняется с наступлением лета. Для меня это любимое время года, период разного рода активностей - от спорта до экскурсионных туров, от встреч с друзьями до посещения культурных мероприятий. Как только в город приходит жара, брюки и рубашки прячу в шкаф до осени, а им на смену - соответствующий сезону гардероб.

Во время отпуска я очень много двигаюсь: пешие прогулки, заезды на велосипедах или роликах, поездки в соседние города, речные прогулки, поэтому чаще всего меня можно встретить в шортах. Их у меня много, как говорится на любой цвет и вкус: классические и с прорезями, черные и белые, длинные и короткие. Любые шорты дополняю футболкой или майкой с точным попаданием в цвет и стиль: для меня важна целостность образа. Ну и, конечно, не забываю про аксессуары. Солнцезащитные очки - главный атрибут моего лета. Очков у меня пар шесть, поэтому выбрать есть из чего. И завершает образ обувь. Мои предпочтения - сандалии, мокасины, слипоны. Легко, удобно, стильно.

И как удивляются ученики школы, когда встречают меня на улице: «Вячеслав Олегович, вы в шортах?» или «Вы такой модный!»

Обязательно летом я выезжаю либо на море, либо в другой город. В моем чемодане для таких случаев обязательно будут светлые легкие брюки, модная рубашка с коротким рукавом и шляпа.

Ну а самый пик отпуска приходится на мой день рождения. Всегда тщательно готовлюсь к этому дню и с удовольствием обновляю свой гардероб, чтобы вечером на торжестве выглядеть на все 100.

Лето - моя самая любимая и яркая пора. И хочется каждый день наполнить приятными и солнечными моментами, чтобы осенью с улыбкой их вспоминать.