Формы взаимодействия с историческими источниками на уроках
1. Чтение документа по ролям. Часто для вовлечения в активное изучение источников, текстов, документов педагоги используют чтение по ролям, которое может быть полноценным действием. На основе этого можно выстроить все занятие или его часть.
Игровая составляющая добавляет неформальности и позволяет включить в процесс даже не склонных к выступлениям и декламациям учеников.
Знакомя учащихся с определенным периодом или событием, учитель заранее готовит тексты, которые размещает, например, в конвертах, прикрепленных снизу к сиденью стульев (варианты размещения могут быть разные: разложить в книги, положить в шкатулку и др.). Дети, обнаруживая тексты, выдержки из документов, читают их по очереди (например, по датам написания, если они известны). В процессе прочтения формулируются основные позиции, вопросы.
Подобная форма может применяться при актуализации знаний на занятиях. Она должна быть тщательно подготовлена, а документы и тексты - иметь внутреннюю драматургию.
2. Расшифровки письменных источников личного происхождения. Для этого необходимо иметь комплект письменных источников, связанных между собой. Подобными комплектами могут быть переписка (письма), дневники, тетради, записные книжки, рукописные книги рецептов и прочее.
В Музее истории ГУЛАГа уже несколько лет реализуется проект «Лаборатория «Прожито» (в сотворчестве с электронным корпусом дневников «Прожито»), в рамках которого участники могут приобщиться к расшифровке подлинных дневников прошлого. Недавно для работы в лаборатории стали привлекать школьников. Особенностью такой формы познания является самостоятельная и групповая работа. Каждый получает доступ к отсканированной странице текста, с которой работает, и становится ответственен за расшифровку и «редактуру» отрывка дневника или письма. После завершения расшифровки фрагменты зачитываются в хронологическом порядке. Ученик, расшифровывающий текст, может интерпретировать его, в ходе прочтения расставлять акценты и знакомить с ними других слушателей. Это особо ценно, когда документы связаны между собой и крайне важно знать, что указывается в другом документе.
Основой для расшифровок могут служить документы, хранящиеся в школьном музее. В этом случае значимость проделанной работы не вызывает сомнений, а «оцифрованный» источник может быть использован в дальнейшем.
Используя расшифровки, можно получить материал для дальнейшей работы. Так, расшифровав комплект писем московского школьника 1930‑1940‑х годов, участники образовательных программ Музея истории ГУЛАГа создали таблицу, в которой зафиксировали информацию из этих писем.
В таблицу подростки вносили информацию о ценах на продукты, о погоде, о взаимоотношениях с разными людьми, что позже позволило более полноценно проанализировать время, элементы повседневности подростка 1930‑х годов.
Создание таких таблиц с критериями, на которые дети обращают внимание при работе с историческими источниками, может быть продиктовано темой, которую проходят на уроке, а иногда может использоваться и в рамках других предметов. Полученная и зафиксированная при анализе информация может лечь в основу проектно-исследовательской работы, создания мультимедиаматериалов (например, по истории школы, семьи, района или города).
3. Сопровождение текстов, воспоминаний иллюстрациями. Предложите детям сопроводить имеющийся текст иллюстрациями. Изображения (фотографии, живописные произведения и прочее) найти в Интернете, а на их основе смонтировать видео. Для монтажа есть масса простых бесплатных программ и приложений.
Визуальный ряд можно подбирать и под фрагменты записанных воспоминаний. Например, ребенок может дома по разработанному заранее опроснику записать на диктофон рассказ своей бабушки или одного из родителей и сопроводить иллюстрациями аудиофрагмент.
В результате появляется уникальный творческий продукт, где внутренний сценарий определен содержанием текста, а иллюстрации могут быть подобраны подростком исходя из сформулированных им задач.
4. Документальная анимация. В последние годы развитие мобильной техники (смартфоны, планшеты), а также создание огромного количества программ и приложений обозначило и появление новых форм в работе с детьми. Многие из специфических программ сегодня могут быть использованы педагогом для решения самых неожиданных задач.
Если раньше для того, чтобы снять мультфильм (анимационный фильм), были необходимы серьезная подготовка, специальное рабочее место, качественная камера, то сегодня все это могут заменить смартфон и специальное приложение.
Создание анимационного фильма в технике stop-motion или ролика может оживить любой исторический источник. Причем как в прямом смысле этого слова (текст, буквы или изображение могут двигаться в кадре), так и в переносном (подростками может быть снята сцена из письма, дневника, оживлен рецепт, найденный в поваренной книге прабабушки).
5. Линогравюра. Учитель, используя различные техники, инструменты и формы, может существенно обогатить работу с учащимися, выйти за рамки предмета, использовать знания из смежных или совсем других дисциплин, что может дать результат, опирающийся на мотивацию и интерес подростков.
Особенно привлекает подростков возможность самостоятельно что-то делать, пробовать, создавать. Это требует тщательной подготовки, потому что детям подросткового возраста (особенно мальчикам) нужен быстрый результат, а работа с историческим документом не всегда оперативно дает результат. Реализовать потребность быстрого результата поможет использование прикладных техник в работе с историческими источниками.
В Музее истории ГУЛАГа для посетителей регулярно организуются мастер-классы по линогравюре, где не только рассказывают про одну из самых распространенных печатных техник, но и работают с текстом. Сначала участники прорабатывают предлагаемый текст из произведения лагерной прозы (в случае с подростками это может быть текст письма, воспоминания, выдержки из мемуаров и прочее), потом учатся художественными средствами показывать разные явления, эмоции, людей. После пробы специальных инструментов учатся гравировать и позже тиражировать получаемое изображение.
6. Линия времени. Часто педагоги ограничивают свои возможности и возможности своих подопечных тем, что абсолютно не используют пространство аудитории, класса. Как правило, парта или несколько сдвинутых вместе парт - это граница пространства, которое задействовано в работе.
Любая форма, которая выходит за границы парт, уже может претендовать на элемент оригинальности и быть интересна ребятам за счет своей нестандартности.
Профессиональные тренеры и коучи часто используют малярный скотч, на котором удобно писать маркером, в своих тренинговых упражнениях. Им удобно размечать пространство, делать из него временные таблички для обозначения «станций». Из скотча можно сделать линию времени с обозначением дат. Подобная линия времени может быть использована в игровых упражнениях на занятиях. Например, на нее можно наносить информацию из документов. Представим, что из дневника или переписки школьники узнают о событиях в жизни отдельно взятой семьи или человека. Нанесение этих событий на линию времени может визуализировать их, помогать осознавать соразмерность временных отрезков.
Использовать линию времени можно по-разному. Варианты ее применения ограничены фантазией педагога и способностью школьников выдумывать.
7. Разработка аудиогида. Еще одним видом творческого продукта, полученного в ходе совместной работы подростков, может стать аудиогид. Современные приложения позволяют не только сделать качественный аудиогид, но и опубликовать его для использования неограниченным кругом лиц.
Творческий путь по созданию может быть любым. Представим, что группа школьников разрабатывает аудиогид по истории района, в котором находится их школа, или объектом их исследования становятся мемориальные места в школьном пространстве. Историческими источниками для создания неформального аудиогида могут стать архивные материалы из школьного музея, воспоминания выпускников школы, опросы старожилов города.
Все эти материалы могут приобретать разные формы аудиопредставления. Например, рассказ о «мемориальном кабинете заслуженного учителя» может быть представлен написанным по воспоминаниям диалогом между двумя учениками 1970‑х годов.
Создание подобных аудиогидов может стать не только элементом занятий, но и полноценным деятельностным проектом по истории школы.
Примеры различных форм заданий и упражнений,
которые можно применить
на уроках
Если педагог стремится использовать интересные и живые формы работы, он может начинать с малого.
1. Википоиск. С помощью Википедии за счет использования гиперссылок в тексте статей перейти от одной статьи (например, «Ленин (Ульянов) Владимир Ильич») к другой (например, «Солнечное затмение»). Необходимо потратить как можно меньше переходов по гиперссылкам и зафиксировать свой уникальный путь. Эту форму можно использовать с элементами соревновательности, давая одинаковые вводные разным группам, ограничивая время выполнения. Эта форма может быть как регулярной разминкой, так и элементом снятия напряжения на уроке.
2. Поиск автографов в книгах. Особыми заданиями можно считать те, которые педагог дает подросткам для самостоятельного выполнения или же совместно с родителями. Например, задание по поиску автографов на форзацах книг домашней библиотеки может дать интересный результат.
Домашнюю библиотеку можно использовать и для задания сфотографировать расстановку книг и объяснить, почему книги расположены таким образом. Из подобных заданий может выйти полноценный процесс изучения семейной родословной или же того, как пополнялась семейная библиотека в разные годы и разными людьми.
3. Самый старый предмет. У учителей пользуется популярностью задание по поиску самого старого документа, хранящегося в семье. Задание преследует очень важную цель - обеспечить диалог внутри семьи о тех документах, семейных артефактах, которые способны рассказать историю и побудить к изучение родословной подростка.

Читайте также:
Константин Андреев, Москва: О репрессиях я узнал в раннем возрасте http://www.ug.ru/insight/657
Московским школьникам рассказали о массовых репрессиях в СССР в рамках Урока Памяти http://www.ug.ru/news/26521
Недетская история http://www.ug.ru/archive/76606 («Учительская газета» №45 от 6 ноября 2018 года)
Константин Андреев, Москва: Память как формальность? http://www.ug.ru/insight/683

​Константин АНДРЕЕВ, руководитель образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа