Четыре победителя
В школах - участницах проекта в течение недели учащиеся десятых классов совместно с российскими и немецкими режиссерами, художниками, архитекторами, дизайнерами и драматургами будут размышлять на тему «Что я могу изменить в своей школе?» и реализовывать собственные проекты. На неделю учащиеся переключатся с уроков на проектную работу. Каждая группа выберет тему проекта и с помощью приглашенных преподавателей реализует собственную идею улучшения школьного пространства.
Победителями конкурса этого года стали школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов Шлиссельбурга Ленинградской области, школа №17 Новгорода, Псковская инженерно-лингвистическая гимназия и Ильинская средняя общеобразовательная школа из Карелии.
Четыре школы-участницы выбрали в результате конкурса. Первый этап - письменная заявка, второй - собеседование по скайпу с директором школы и координатором проекта образовательной организации. В августе 2019 года координаторы школ и художники встретятся на летней школе «КРЕАТИВ-ЛАБ» в Санкт-Петербурге для подготовки проектных недель, а в сентябре и октябре организаторы инициативы приедут в образовательные организации, чтобы провести проектную неделю с десятиклассниками школ.
- В этом году продолжаем работу со школами Северо-Западного федерального округа, - рассказывает куратор проекта Дарья Кононец. - Оргкомитет принял конкурсные заявки на участие в проекте «КРЕАТИВ-ЛАБ» от школ из Взвада, Калининграда, Мурманска, Новодвинска, Петербурга, Петрозаводска и Пскова. Стояла непростая задача выбрать из кандидатов четыре школы, в которых проект пройдет осенью.

Летняя школа в Петербурге
Уже в августе Гете-Институт в Санкт-Петербурге и фестиваль «Детские дни в Петербурге» проведут летнюю школу для новых участников и проектную лабораторию для школ, принимавших проект в 2017 и 2018 годах. Участниками школы станут и сотрудники новых школ, и творческие педагоги, занятые в проекте. Летняя школа позволит ознакомиться с опытом немецких коллег из программы «Культурные агенты для креативных школ», а также обменяться творческими методиками, поделиться ожиданиями и лучше узнать друг друга. Еще одна задача летней школы - поиск точек соприкосновения между творческими педагогами, кураторами и учителями (координаторами проекта четырех школ-участниц). Первый раз летнюю школу перед проектными неделями провели в прошлом году.
Участник прошлогодней летней школы Екатерина Огородова, преподаватель географии школы №19 города Заполярного Мурманской области, координатор проектной недели «АРТ-ЛАБ» в городе Заполярном со стороны школы, участник Всероссийского конкурса «Учитель года»-2016, считает, что идея провести такую летнюю школу «исключительно важное решение».
- Встреча - это возможность для кураторов из школ ознакомиться с культурными агентами прежде, чем начать проектную неделю, - рассказывает педагог из Заполярного. - Это устранило опасения, что мы на неделю получим кота в мешке, и сделало работу продуктивной. Благодаря трем дням в августе сложились личные отношения с членами команды. За эти дни я научилась, например, распределять задачи тренинга, выстраивать тайминг, организовывать неформальное обучение.
Проектная лаборатория как шанс на развитие
Также в этом году организаторы решили расширить формат проекта и добавить проектную лабораторию. Идея пришла, потому что некоторые школы - участники проектных недель (проект 2017 года назывался «Неделя перемен»; в 2018‑м - «АРТ-ЛАБ». - Прим. ред.) - не раз обращались к организаторам с просьбой продолжения сотрудничества. У школ появился запрос на дальнейшее развитие самостоятельного взаимодействия с экспертами, которые участвовали в проекте. Поэтому организаторы пригласили эти школы подать заявку на участие в проектной лаборатории.
- С нетерпением жду проектную лабораторию, которая состоится в этом году в рамках проекта «КРЕАТИВ-ЛАБ», - рассказывает Юлия Поцелуева, директор по развитию фестиваля «Детские дни в Петербурге», куратор проекта «КРЕАТИВ-ЛАБ». - У художников, режиссеров, хореографов и учителей из семи школ появится шанс вместе проанализировать ситуацию, придумать идеи и разработать проектные заявки. Жду, к каким результатам придем!
Навыки социокультурного проектирования, считает куратор проекта, нужны в работе людей творческих профессий, однако художник редко получает такое знание, выходя из вуза.
- ФГОС предполагают проектную деятельность детей, однако у учителей не всегда есть соответствующий опыт. В итоге школьные проекты часто оказываются рефератами на заданную тему, а не исследованием и решением проблемы, - уточняет Юлия Поцелуева.- Социокультурное проектирование позволяет не придумывать идею ради идеи, а выявить проблемное поле и найти решение, сформировать команду и отыскать ресурсы. В нашем случае важно, что школа получит новый взгляд на ситуацию, благодаря тому что учителя будут работать в команде с художниками. Надеемся, что идеи проектной лаборатории воплотятся в жизнь.

Переосмысление пространства
Представители четырех образовательных организаций-победительниц, которые будут работать в проекте этого года, поделились с «Учительской газетой» ожиданиями от проекта.
«Школе 25 лет, но два года назад она переехала в новое здание. Мы только начали обустраивать пространство в 18 тысяч квадратных метров как территорию умного и полезного досуга и учебной деятельности. Ожидаем, что общими усилиями обустроим наш новый школьный дом», - говорит автор заявки Екатерина Алексеева, учитель английского языка Псковской инженерно-лингвистической гимназии.
«По-новому осмыслим школьное пространство, сделаем его объектом исследования и площадкой творческого процесса», - делится ожиданиями автор заявки Алевтина Ефимова, социальный педагог Ильинской средней школы Олонецкого района Карелии.
«Педагоги и учащиеся получат опыт проектной работы, который позже применят в жизни», - уверена директор школы №17 Новгорода Светлана Хохлова.
«От проекта ждем создания новых объектов, которые позволят комфортно использовать территорию для образовательного и воспитательного процесса. Участники, учителя и администрация смогут по-новому осмыслить школьное пространство, сделав его объектом дальнейших исследований и площадкой творческого процесса», - говорит о желаемом результате директор школы №1 Шлиссельбурга Ленинградской области Светлана Черненко.
Проектная неделя «КРЕАТИВ-ЛАБ» стала продолжением проектов «Неделя перемен» и «Арт-Лаб», которые в 2017‑2018 годах прошли в 16 школах 13 городов Северо-Западного федерального округа.

Читайте также:
«АРТ-ЛАБ» шагает по стране - материал опубликован в №6 2019 года и также доступен по ссылке: http://www.ug.ru/archive/77677