Сохранить нельзя закрыть. Кто принимает решение?
В июне в Общественной палате Карелии встретились представители трех обозначенных точек зрения. К разговору вновь пообещали вернуться уже осенью 2019 года. Такой итог - свидетельство того, что проблему, сформулированную для обсуждения, - «Сельская школа Карелии: сохранить нельзя закрыть» - решить с помощью знаков препинания нельзя. Для этого требуется не разговор, а конкретные действия, стратегическое планирование и политическая воля. Все то, что власть лишь демонстрирует.
Представители Общественной палаты - ведущая круглого стола Валентина Лапичкова и Любовь Кулакова, председатель палаты, - высказались однозначно: проблема сохранения сельских школ - стратегическая. Школы нужно не просто сохранять, а развивать. Любые оптимизационные инициативы важно обсуждать с жителями республики и просчитывать риски, связанные с закрытием школ. Тем более что в республике нарастают протестные настроения и социальная напряженность, связанная с низкими зарплатами и общим падением уровня доходов.

В тупике
Участники встречи заслушали выступление Михаила Огнева, начальника отдела комплексного анализа и мониторинга Министерства образования Карелии. Рассказ Михаила Огнева о том, сколько средств по нацпроектам получит Карелия, не включил в себя анализ того, какая часть из 2 миллиардов 465 миллионов 521 тысячи рублей придется на долю сельских школ. Не смогла на этот вопрос ответить и замминистра образования Наталья Волкова.
Вопрос о национальных проектах, недостаточном финансировании сельских школ уже обсуждался в феврале 2019 года, когда в Петрозаводск приехали представители почти всех районов Карелии. Так масштабно прошел VII Республиканский день сельской школы. Но, как и в этот раз, обсуждение зашло в тупик - на встрече не присутствовали ни депутаты Заксобрания, ни представители правительства, ни министерств финансов, соцзащиты, природных ресурсов и экологии, по дорожному хозяйству, транспорту и связи, строительства, ЖКХ и энергетики. Названия министерств перечислены здесь еще и потому, что от их стратегического планирования зависит, будет ли развиваться в республике тот или иной поселок, есть ли у руководства планы на сохранение, развитие и строительство в сельской местности. Без этого невозможно сделать долгосрочное планирование, которое, как считает Елена Антошко, старший научный сотрудник Центра инноваций и экспертизы Карельского института развития образования, секретарь Карельского республиканского отделения общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», смогло бы внести ясность в планы по закрытию школ. Подобные решения важно обсуждать и принимать перед началом учебного года, чтобы избежать социального напряжения.

Инициатива есть, ответов нет
Выступление Татьяны Сеппянен, победителя республиканского конкурса «Учитель года»-1995, а ныне представителя Ассоциации сельских школ Карелии, лишь констатировало, что еще в феврале 2019 года в органы власти были представлены конкретные предложения, связанные с решением проблем сельского образования. О специфике сельского образования Карелии «Учительская газета» рассказывала в №15 от 9 апреля 2019 года. Публикация «Сельская школа и ее окрестности» с видеофрагментами также доступна и на сайте http://www.ug.ru/archive/78451. За четыре месяца ответа на предложения, подготовленные после Дня сельской школы, не последовало.
Представитель регионального Минобра Михаил Огнев на констатацию этого факта неожиданно резко парировал тем, что ассоциация до сих пор не зарегистрирована в качестве некоммерческой организации, а значит, лишена возможности законодательной инициативы. По сути же, общественники предлагают конкретные решения и задают вопросы, связанные с будущим карельского образования. Поскольку в состав организации входят работающие директора сельских школ, активные педагоги, представители вузовского сообщества, то в экспертных заключениях сомнений быть не может! Похоже, власть не устраивает сама постановка вопроса. Ассоциация с самого начала просит правительство просчитать экономическую и социальную выгоду от принимаемых решений. На круглом столе специалистов, которые могли бы представить реальные расчеты выгоды оптимизации, не было. За истекшие месяцы расчеты и обоснования также не сделаны!
Экономия на учительских грошах
21 июня в Законодательное собрание Карелии премьер-министр Республики Карелия Александр Чепик внес законопроект об изменении льгот для пенсионеров и работников бюджетной сферы «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Карелия». Согласно законопроекту учителям сельских школ вместо 100%-ной компенсации расходов на освещение, отопление и жилье будут выплачивать 3378 рублей в месяц, а сельским учителям-пенсионерам - 3147 рублей. Не предусмотрена индексация компенсаций. И, наконец, ежемесячные выплаты ветеранам труда Карелии будут назначаться только неработающим ветеранам труда РК, доход которых не превышает два минимальных прожиточных минимума в месяц.
Все это, прогнозирует ассоциация, сократило бы число получающих льготы сельских педагогов. Благодаря молниеносной реакции и открытому письму, опубликованному в соцсетях и в региональных СМИ, пока удалось снять скандальный проект с повестки дня Заксобрания Карелии. Но сельские учителя республики, не успев оправиться от оптимизационных настроений власти, находясь в отпуске, получили еще один неприятный сюрприз.
Карельское учительство взбунтовалось
«…Оставляем за собой право обратиться в суд и в прокуратуру, а также выходить на митинги и забастовки», - откликнулись представители бюджетной сферы в Надвоицах Сегежского района Карелии в открытом письме, адресованном главе Карелии, министру образования республики и профсоюзному лидеру Евгении Макаровой.
«…Решение усугубит сложившуюся ситуацию с недостатком кадров в сельской местности, так как нефиксированная выплата была одним из способов привлечения специалистов на работу. Принятие данного закона обострит социальную напряженность», - оценивает масштаб финансового коллапса педколлектив Муезерского Дома творчества в Карелии.
«…Учителя ждут, когда же повысят оклад, когда же почувствуется улучшение, которое обещают по телевизору, когда можно будет прожить на положенную ставку и помимо работы еще и уделять время себе и семье... Вместо этого правительство решило сократить наши и без того невысокие доходы. Не хочу лезть в чужой кошелек, но хочется уточнить: чиновники и министры на своих зарплатах и льготах не пробовали экономить?» - спрашивает в комментарии к тексту законопроекта педагог Ильинской школы Олонецкого района Карелии (редакция сохраняет анонимность комментария).
«Педагогический коллектив Сосновской основной общеобразовательной школы в составе 16 человек выражает протест против нового законопроекта. Считаем, что монетизация льгот приведет к резкому снижению уровня жизни педагогов, а также к потере кадров во многих сельских школах», - откликнулись учителя из Медвежьегорского района Карелии.
Наверное, на этом можно было бы ставить точку. Есть обсуждение проблемы, а есть решения, которые власть пытается претворить в жизнь, чтобы снизить нагрузку на бюджет. И содержание сельских школ на данный момент - это не планирование расходов, а их сокращение любыми доступными средствами. Сокращая льготы для учителей, власть вынудит их к увольнению, а значит, школы закроют, потому что в них не останется педагогов! Законопроект пока сняли с повестки, но не вернутся ли к нему в будущем, не знают наверняка ни учителя, ни депутаты. Нет до сегодняшнего дня и стратегического планирования, как и уверенных заявлений о том, что сельское образование Карелии получит шанс на развитие.

Цифры и факты

    За 19 лет Карелия потеряла 84 сельские школы. Закрылась почти каждая вторая образовательная организация в сельской местности Карелии.
    По данным на 2019 год, в республике сохранилось 111 школ, расположенных в сельской местности.
    Средняя наполняемость класса в городских школах 25 человек, в сельских - 10.
    В школах Карелии 137 учительских вакансий, из них 78 - в сельских школах.
    За период с 1990 до 2018 год в России разрушены, прекратили свое существование более 28 тысяч школ (по информации Социального форума-2019 «Образование. Выработка механизма общественного влияния на решения власти»).

Петрозаводск