Маргарита МАРТЫНОВА, учитель информатики Петровского дворца, классный руководитель, Петрозаводск, Республика Карелия:
- Статус учителя ко многому обязывает. Мы не совсем свободны в высказываниях, в одежде, в образе жизни. Мы публичны. Мы все время на виду. Буквально недавно я встретила девушку на занятиях по йоге, она со мной поздоровалась и говорит: «Вы меня не знаете, а я вас знаю. Вы такая знаменитая!» Я засмущалась и ответила: «Я же простая учительница». Наверное, мы должны быть эталоном хорошего человека. Поэтому я стараюсь, даже если плохо себя чувствую или испытываю сложности, одеться аккуратно, улыбаться и быть легкой в общении с детьми.

Вадим КАМЕНЕВ, учитель биологии школы №101, Воронеж:
- Я чувствую себя достаточно свободным. Какого-либо давления со стороны школы не испытываю, на работе стараюсь вести себя в рамках этики и морали моей профессии, а в свободное время я такой же человек, как и остальные. Но ограничения, конечно, есть. Например, даже в таких мелочах, как татуировки. С одной стороны, это личное дело, но в учительской среде это не приветствуется, потому что мы должны быть примером для своих учеников. Так же и при общении в Интернете, социальных сетях: я стараюсь не выкладывать фотографии, которые могли бы меня скомпрометировать или не понравиться окружающим. Учитель все-таки должен соответствовать своему профессиональному образу. Есть такое выражение «я не обязан, но должен», оно очень сюда подходит.

Елена ОРЛОВА, учитель истории и обществознания, Нижний Новгород:
- Поскольку мне много лет и в одежде я предпочитаю классику, то чувствую себя вполне свободно. Меня никто не стесняет в выборе, кроме моего собственного вкуса. Но коллеги помоложе жалуются, что не могут носить все, что хочется и что дозволено их сверстникам, не работающим в школе. Я им сочувствую.

Николай ПОЛОВИНКИН, учитель истории и обществознания темниковской средней школы №1, Мордовия:
- Этот учебный год был тридцатым в моей карьере. Современный учитель, по моему ощущению, - это человек, который постоянно занят своими школьными делами: проведение уроков, мероприятий, ведение документации, проверка контрольных работ, работа с одаренными и проблемными детьми... Приходишь домой в 17.00 и начинаешь подбирать материал для следующего дня. Порой до поздней ночи. Я не сказал еще о том, что разные инстанции проводят свои мероприятия с детьми, поэтому учитель не всегда может планировать решение своих личных дел, поскольку не всегда знает с утра о том, что прикажут ему делать после обеда. Такие нагрузки никак не сочетаются со здоровым образом жизни. Отсюда нервные срывы и физическое истощение. Словом, учитель превращен современными требованиями системы образования в «винтик», который всегда находится в подкрученном состоянии.