Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила ввести ограничения на использование мобильных телефонов в школе. Этот и многие другие вопросы были подняты 4 июля на заседании Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей, посвященном проблемам воспитания подрастающего поколения. По словам Валентины Матвиенко, многие педагоги высказывают тревогу, что мобильные телефоны отвлекают детей от учебного процесса, мешают вести урок. Кроме того, они создают социальное неравенство в школьной среде. Валентина Матвиенко отметила, что жесткими запретительными мерами проблему решать нельзя. Но, возможно, нужно создать условия для хранения телефонов, чтобы дети не брали их с собой в класс. В итоге решено создать рабочую группу по порядку использования телефонов в учебных заведениях, которая в течение месяца подготовит свои предложения.
Говоря о системе воспитания, Валентина Матвиенко отметила, что сегодня нельзя бездумно использовать методики и подходы, разработанные в прошлом, когда общество жило по другим законам. Воспитательные и учебные программы должны быть сбалансированы с новыми вызовами времени. «Эффективная система воспитания - это полноценная, современная инфраструктура воспитания, в том числе учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, - сказала глава Совета Федерации. - Важно сформировать такую воспитательную среду, которая будет способствовать всестороннему развитию каждого конкретного ребенка, будет учитывать его предпочтения и интересы, а не среду, где учат ходить строем». Валентина Матвиенко призвала грамотно использовать социализирующий, обучающий и воспитательный потенциал цифровых технологий, создавать качественные развивающие диалоговые площадки в цифровой среде, чтобы противостоять опасностям Интернета.
Глава Минпросвещения Ольга Васильева сообщила о начале апробации в 11 регионах примерных программ воспитания учащихся, разработанных министерством совместно с институтами Российской академии образования. С сентября 2019 года к их апробации присоединятся все регионы страны. По словам министра, примерные программы представляют собой модульное описание возможных форм и способов работы с детьми, с помощью которого школы могут разрабатывать собственные программы воспитания. Внедрение примерных программ воспитания во все школы России запланировано на 2020‑2021 учебный год. Кроме того, в рамках нацпроекта «Образование» создается портал для информационно-просветительской поддержки родителей, который будет запущен 1 сентября 2019 года.

Правительство России внесло в Государственную Думу законопроект о правовом регулировании системы управления государственными информационными системами доступности дошкольного образования. Как напомнил на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев, для формирования электронной очереди в детские сады в каждом регионе созданы собственные информационные системы. Они аккумулируют данные о детях, которые уже получают дошкольное образование, и о тех, кто нуждается в предоставлении места. Изменения в законодательстве позволят унифицировать требования по формированию и ведению региональных информационных систем доступности дошкольного образования. В частности, законопроектом предлагается установить исчерпывающий перечень сведений, содержащихся и обрабатываемых в региональных системах. При этом будет установлена персональная ответственность лиц, виновных в нарушении требований в области обработки и защиты персональных данных.
В Минпросвещения России на заседании Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников обсудили новый порядок ее проведения. Открывая заседание, глава ведомства Ольга Васильева отметила особое значение олимпиады для выявления и поддержки талантливых детей и подчеркнула необходимость пересмотра некоторых норм. «Правила проведения Всероссийской олимпиады достаточно жесткие, но мы понимаем, что и ценность победы высока: во-первых, федеральным законодательством предусмотрена льгота поступления без вступительных испытаний в вуз по специальности, соответствующей направлению олимпиады, а во-вторых, предусмотрены гранты президента на обучение в вузах», - сказала министр. По словам Васильевой, в связи с наличием различных льгот для победителей и призеров олимпиады и возрастающим интересом к ней усиливаются и риски нарушений при ее проведении. Кроме того, некоторые нормы действующего порядка, принятого в 2013 году, нуждаются в переосмыслении. «Перемены назрели прежде всего в управлении процессом проведения олимпиады на всех ее уровнях», - считает министр. Она выразила надежду, что принятие нового порядка позволит сделать процесс проведения Всероссийской олимпиады более прозрачным и обеспечит равенство участия в ней детей из всех регионов страны. Заместитель министра Татьяна Синюгина рассказала об изменениях, которые затронут процесс организации олимпиады - от сроков проведения до процедур апелляции. Осуществлять организационно-технологическое и информационно-методическое сопровождение олимпиады, формирование и подготовку сборных команд России на международные олимпиады школьников будет Федеральный центр олимпиадного движения, созданный в подведомственной министерству организации.

Научно-методический совет по учебникам при Минпросвещения России рассмотрел новый Порядок формирования Федерального перечня учебников, разработанный ведомством во исполнение поручений президента и Правительства РФ. Порядок устанавливает новые сроки подачи документов о включении учебника в Федеральный перечень (ежегодно с 20 февраля по 20 апреля), а также регламент его рассмотрения. В перечень будут попадать учебники, получившие наиболее высокую оценку по итогам экспертизы в соответствии с 43 критериями. Срок действия экспертного заключения составит 5 лет. По словам заместителя министра Татьяны Синюгиной, организацией экспертизы учебников будет заниматься уполномоченная министерством организация из числа подведомственных. При этом расходы на проведение экспертизы будет нести государство. К экспертам будут предъявляться требования о наличии ученой степени и не менее пяти лет педагогического опыта. Издателей обяжут размещать на обороте титульного листа учебника фамилию, имя, отчество экспертов, а также реквизиты приказа Минпросвещения о его включении в Федеральный перечень.
В ходе заседания принято решение направить 73 учебника, не перешедших из прошлого перечня в обновленный, сформированный в декабре 2018 года, на дополнительную экспертизу ввиду наличия достаточных оснований по каждому изданию.

В Минпросвещения России состоялось первое заседание Координационной группы по совершенствованию организации школьного питания. Ее цель - объединить усилия всех участников, чтобы выработать положения, регулирующие процессы в сфере организации школьного питания на законодательном уровне. Директор Института управления образованием РАО Сергей Неустроев рассказал о роли института в создании эффективных управленческих и технологических подходов в этой сфере. «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики)» - одна из девяти научно-исследовательских тем, над которыми работают специалисты института. Председатель Комиссии по контролю за качеством и организацией питания в образовательных организациях при Экспертно-консультативном совете родительской общественности Москвы Наталья Анпеткова представила опыт успешной реализации проектов «Здравушка» и «Мой школьный ресторан». В ходе заседания члены Координационной группы высказали предложения о необходимости создания советов, проводящих мониторинг в области организации школьного питания, разработки его унифицированного стандарта и других требований к различным процессам организации питания детей. По итогам обсуждения решено подготовить предложения в план деятельности Координационной группы и направить их до 1 августа в Минпросвещения России для утверждения.

Минпросвещения России и Общероссийский профсоюз образования актуализируют Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников, который станет ориентиром по вопросам публичной активности в Интернете. Об этом в ходе установочного семинара для финалистов Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019 сообщил директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России, пресс-секретарь министра Андрей Емельянов. Он пригласил учителей присоединиться к работе над этим документом: «Многие из вас уже обладают прекрасным опытом, которому позавидуют ведущие блогеры, поэтому помогите нам в этой работе через свое выступление на конкурсе или своими рекомендациями по любым каналам для связи. Мнения, которые мы чаще всего будем от вас слышать, в том числе лягут в основу положений нового документа».

Рособрнадзор и Всероссийское педагогическое собрание провели круглый стол «ЕГЭ-2019: анализ итогов и пути совершенствования», в ходе которого обсудили перспективы развития и цифровизации единого государственного экзамена. Участники дискуссии поддержали идею постепенного перехода на компьютерный формат проведения ЕГЭ по всем предметам, развитие технологий передачи контрольных измерительных материалов в пункты проведения экзаменов по специальным выделенным защищенным каналам в день испытаний, разработку технологии автоматической генерации индивидуальных вариантов КИМов из федерального банка заданий. Замдиректора Московского центра качества образования Андрей Постульгин рассказал об опыте внедрения цифровых технологий в ЕГЭ и ОГЭ в Москве. Москвичи могут подать заявление на участие в экзаменах, ознакомиться с результатами и подать апелляцию через официальный портал мэра и правительства Москвы. Предложения по совершенствованию ЕГЭ, высказанные участниками круглого стола, будут обсуждаться с педагогическим и родительским сообществами.