Когда Попов учился в Ивановском государственном университете, Елена Владимировна была его преподавателем, научным руководителем педагогической практики. Для нее не составило труда разглядеть в даровитом студенте большой потенциал. Она запомнила Ивана и, когда стала директором школы №56, пригласила в свою команду.
Конечно, в том, что Иван Павлович связал свою жизнь с образованием, заслуга не только Ситновой. Сказалась и врожденная предрасположенность: мама Ивана Павловича - учитель. Разумеется, будучи школьником, он о педагогике не помышлял, гораздо больше его привлекала карьера летчика, профессионального футболиста или на крайний случай инженера, как у отца. Иван Павлович вспоминает:
- Инженер по образованию, папа всегда, сколько себя помню, что-то конструировал. Любовь к изобретательству и умение создавать что-то полезное из подручных материалов передались и нам с братом. Я и сейчас в свободное время охотно занимаюсь этим, пятилетняя дочка называет меня «чинитель». Думаю, что и физику как учебный предмет я полюбил за возможность работы с оборудованием. Помню, что к старшим классам в моей голове стала складываться общая картина из основных законов и закономерностей. Тогда я начал понимать, как разумно и гармонично устроен мир. Это затягивает и впечатляет меня до сих пор. Если учитель сам увлечен, он может увлечь и ученика. Наверное, интерес к тому, чем занимаешься сам, желание поделиться своим интеллектуальным богатством лежат в основе педагогики.
Думаю, отнюдь не случайно еще студентом третьего курса Иван принял решение получить кроме основной специальности дополнительную - преподавателя физики (призвание, которого он не осознавал, уже заявило о себе).
Иван окончил университет с двумя дипломами и мог выбирать дальнейший путь. Шаг на школьный порог ему помогли сделать самые близкие люди. В тот момент для него было особенно важно, что решение одобрила его будущая супруга.
Конечно, нельзя не сказать и о том, как Ивану, в то время выпускнику университета, повезло со школой и коллективом. Возможно, попади он в другие, менее комфортные условия, все могло бы сложиться не столь радужно. Но в 56‑й Иван Павлович с его идеями, энтузиазмом и работоспособностью был как нельзя кстати. Он и сам предлагал интересные проекты, и охотно включался во все самые смелые начинания коллег. Невозможно перечислить все общешкольные мероприятия, которые за почти десять лет прошли в 56‑й при активном участии молодого физика. Во многих из них наравне с учениками участвовали взрослые - педагоги и родители. Опора на родительский актив - одна из особенностей воспитательного процесса в школе, дающая отличные результаты.
Многому научился Попов в 56‑й, особенно важным для профессионального роста стал период работы в качестве заместителя директора по УВР. Во многих отношениях 56‑я послужила для Ивана Павловича трамплином, именно здесь он состоялся как учитель и добился больших профессиональных успехов. Можно с уверенностью сказать, что, как бы ни сложилась дальнейшая профессиональная судьба моего героя, школа №56 навсегда останется его любимой. И для коллектива его прежней школы Попов останется родным и близким. Важный и о многом говорящий момент. Ученики, готовясь к встрече Ивана Павловича с Всероссийского конкурса, нарисовали плакат с таким текстом: «Вы наш свет в окошке!». Он не стал победителем, не вошел в «пятнашку», но для них был и остается лучшим! Разве такие признания не самая дорогая награда для учителя? Попов ее заслужил. В самом начале решил для себя, что будет строить отношения с учениками на основе взаимного уважения. Не все было гладко на первых порах, но ему удалось с первых дней вызвать интерес к себе как к личности. «Без интереса к учителю не появится интерес к предмету», - убежден Иван. А помочь ребенку в раскрытии своих возможностей нельзя без веры в его силы и без уважения к нему. Конечно, склонности и способности у детей совершенно разные. Но постараться заинтересовать каждого все равно нужно.
«Я ни в коем случае не хочу быть вершителем детских судеб, стараюсь быть толерантным. Прав был древнегреческий мыслитель Плутарх, который сказал, что ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. С первого урока я повторяю ученикам одни и те же фразы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Не стыдно не знать чего-либо, стыдно не стремиться узнать», «На уроке для меня все ученики равны». Последнего принципа я всегда очень строго придерживаюсь... Учитель должен учить не только предмету, но и общечеловеческим ценностям - ответственности, доброте, отзывчивости, толерантности, дисциплине и уважению, патриотизму прежде всего на собственном примере» - это я цитирую конкурсное эссе Ивана Павловича.
А вот еще один интересный и показательный факт. В ходе регионального конкурса на традиционном круглом столе обсуждался вопрос, как привлечь в школу как можно больше молодых учителей. Когда дискуссия достигла пика, Иван Павлович Попов высказал неожиданную для многих мысль: «Школе не нужна толпа молодых учителей. Немногие, но пришедшие в школу по призванию могут сделать для детей гораздо больше». С этой мыслью трудно не согласиться. И еще одно признание: «Я просто не умею что-либо делать плохо и в каких-то случаях умею отказаться». Научиться этому трудно, научить - еще труднее. Трудно так же, как научить подростков не бояться нестандартных задач, не пасовать перед трудностями.
Иван Павлович вспоминает свой первый урок во время педагогической практики в 10‑м классе физико-математического профиля одного из лучших лицеев города:
- В самом начале урока встала отличница, повернулась к учителю, которая сидела за последней партой, и сказала: «Я планирую получить на ЕГЭ по физике максимальное количество баллов. Разве этот студент-практикант сможет меня чему-то научить?» Учитель не растерялась и предложила дать мне шанс. Для меня это было как вызов из разряда «вам слабо?!». Когда практика подошла к концу, эта же ученица сказала мне, что ошибалась на мой счет.
К большому можно и нужно идти маленькими шагами, незаметными для постороннего глаза. В работе Попов предпочитает применять активные методы обучения. По его мнению, они помогают решить одну из основных проблем, связанную с мотивацией подростков. Для повышения мотивации Иван Павлович предлагает ученикам решать задачи с конкретным прикладным содержанием, уходя от абстракций, недоступных большинству учеников.
Ивана Павловича самого всегда привлекала практическая направленность предмета, важность прикладного значения физики. Именно этот постулат он старается донести до учеников в первую очередь. И тут на помощь приходит эксперимент.
- Люблю ощущать себя фокусником, когда показываю занимательные опыты в начале изучения курса физики, - признается учитель. - Люблю провоцировать сомнения и подталкивать к рассуждениям старшеклассников через демонстрационные эксперименты. Однако нехватка качественного оборудования порой вызывает затруднения в работе. Помню, в первый год работы сам паял и собирал комплекты лабораторного и демонстрационного оборудования по курсу «Электричество и магнетизм». Было, конечно, интересно, но времени и сил отнимало много.
Интересуюсь у Ивана Павловича, были ли у него иллюзии в начале работы в школе. Признается, что были не иллюзии, а юношеский максимализм и перфекционизм (он и сейчас остается):
- Самым сложным оказалось принять тот факт, что не каждый может увидеть простоту и гениальность физики.
- Не было ли искушения уйти из школы? Что помогало справиться с кризисом?
- Врать не буду, случались эмо­циональные порывы все бросить и заняться чем-то другим, но эмоции, к счастью, быстро проходят, и наступает фаза здравого смысла. Как в первые годы работы, так и сейчас помогают советы опытных коллег и поддержка супруги, которая обладает потрясающим даром убеждения.
Не могла не спросить у Ивана Павловича о том, какие сильные стороны характера помогли ему победить на региональном этапе.
- Мне очень помогала поддержка семьи и коллег, которые принимали непосредственное участие в моей подготовке к конкурсным испытаниям. Из личных качеств: открытость, искренность и упрямство. Я всегда остаюсь самим собой, конкурсные уроки проводил так же, как и любые другие. Поэтому чувствовал себя в своей тарелке. А еще я не боюсь допускать ошибки и не стыжусь их признавать. Считаю, что не ошибается тот, кто ничего не делает!
На конкурсе Ивана, как и почти всех конкурсантов, поразила гимназия №56 г. Санкт-Петербурга.
- Даже не оборудованием и оснащенностью, прежде всего коллективом отзывчивых профессионалов, которые поддерживали и старались помочь всем конкурсантам, - говорит Иван Павлович. - Спасибо им большое! И еще спасибо конкурсу за то, что я встретил близких по духу людей. Я счастлив, что Всероссийский конкурс «Учитель года России» познакомил меня с такими замечательными людьми, как Иван Гребенкин, Екатерина Казакова, Вера Диденко, Сергей Лебедев, Дарья Рогова и Юлия Капалкина. Финальные испытания остались далеко позади, а мы продолжаем общаться, делимся сумасшедшими идеями, поддерживаем друг друга и планируем новые встречи.