Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:
- Внедрение интеллектуальных игр в учебный процесс способствует развитию ребенка как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы не только прекрасный тренажер для мозга, но и игра, которая закаляет характер.
Шахматы являются частью школьной программы во многих странах: в Азербайджане, Армении, Испании, Венгрии, Турции, Мексике. У нас тоже есть успешные примеры внедрения шахмат в образовательные программы. В школе «Наследник» шахматы - обязательный предмет в детском саду и начальной школе. А в средней и старшей - кружок по выбору.
В этом году эксперты Народного фронта и фонда «Национальные ресурсы образования» проводили мониторинг доступности дополнительного образования и выявили самые востребованные кружки, по мнению родителей. В рейтинге самых популярных бесплатных кружков шахматы и шашки заняли 5‑е место вслед за танцами, музыкой, рисованием и футболом. А вот на платные кружки по шахматам и шашкам родители водят детей значительно реже, здесь они только на 16‑й позиции.
Внедрение шахмат в школе для многих семей откроет доступ к этому особенному занятию, которое является одновременно интеллектуальной игрой и видом спорта. Шахматы - уникальный образовательный инструмент, который может сделать обучение более эффективным.

Светлана ДОЛЖЕНКОВА, директор Казанской специальной школы-интерната - лауреата Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016, Ростовская область:
- Уроки шахматной игры в начальной школе - хорошая тренировка для всех психических процессов младших школьников. Однако их обязательность вызывает у меня сомнение. Школы разные, поэтому обязательность введения шахматных уроков должна зависеть от контекста образовательного учреждения.
Ученики нашей школы пока не играют в шахматы. Дело в том, что при приеме детей в учреждение мы обнаруживаем, что они (младшие школьники с ЗПР) иногда просто не знают элементарных вещей, норм и правил, не умеют играть в привычные детские игры. И воспитание обычной «детскости» в наших малышах для нас в большем приоритете. Введение урока шахмат в учебный план потребует сокращения времени какого-то другого предмета или курса, а в учебном плане школы-интерната все часы очень ценны для восполнения пробелов в знаниях наших особых воспитанников. А в шахматы мы все-таки будем учить играть наших учеников, только немного позже. Когда придет их время.

Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия, детский психолог:
- Сегодня уже не подвергается сомнению роль шахматного обучения в развитии умственных способностей ребенка, формировании его нравственных качеств. Шахматы - это игра, а для ребенка игровая деятельность является ведущей и самой доступной. Считаю вполне обоснованным решение ввести обязательный урок шахмат в начальной школе. Есть профессионалы, психологи и методологи, которые должны сформулировать для учителей и родителей обоснование, плюсы и минусы введения шахматного всеобуча.

Вера САВОЧКИНА, директор Токмовской школы, Ковылкинский район, Республика Мордовия:
- Меня, руководителя сельской школы, очень порадовали слова министра просвещения. Это просто здорово! В нашей школе игра в шахматы и шашки - давняя традиция. Наши воспитанники неоднократно становились победителями и призерами района и республики. В расписании внеурочной работы обязательно стоят занятия «Шахматы», «Шашки», кому что больше нравится. Весь педагогический коллектив обеими руками за введение предмета «Шахматы» в расписание уроков начальной школы. Когда-то давно я сказала своим ученикам, что шахматы - это игра умных. Так вот, теперь наши сельские ребята, садясь играть с теми, кто пока прохладно относится к шахматам, постоянно повторяют: «Ты что, разве не хочешь быть умным?»

Марина СОРОКИНА, директор Андреевской школы, Адамовский район, Оренбургская область:
- Меня пугает такая перспектива. Сегодня захотелось ввести шахматы, потом - уроки культуры и так далее. Возможно, это и хорошие начинания, но… Во-первых, нововведения идут за счет сокращения часов по предметам. Во-вторых, нет специалистов. В-третьих, нет учебников, нет программ, наглядных пособий.
Шахматные занятия уже ввели в нашей школе в обязательном порядке во вне­урочное время для начальных классов. Интерес у ребят длился недолго. Сначала ходили все ученики, потом все меньше и меньше… На второй год решено было пригласить всех ребят с 1‑го по 7‑й класс - та же картина. Только единицы задержались. В этом году шахматы планируют включить в расписание за счет третьего часа физкультуры. Посмотрим, что из этого выйдет. Хорошо еще, что у нас в школе учитель физкультуры умеет играть в шахматы, а то нам сказали на совещании: «Учитесь сами, чтобы потом играть с детьми».

Елена БАЧЕВА, руководитель НКО «Академия родительского образования», Пермь:
- Отношение к нововведению двойственное. Да, шахматы развивают ум, смекалку. Но мне приходится часто бывать в школах, ездить по Пермскому краю. Родители рассказывают, насколько дети перегружены уроками, а во внеурочное время заняты в секциях, кружках, творческих объединениях… К тому же, бывая в сельских школах, слышу о недостаточном финансировании. Средств не хватает порой на отопление… А для уроков понадобится закупать шахматы, и не только!

Любовь ГАЙДИНА, тьютор, учитель начальных классов школы №98, Воронеж:
- Я против того, чтобы вводить шахматы как урок в начальных классах. Сегодня в начальной школе и так достаточно предметов. Но как внеурочная деятельность - да, это я приветствую, потому что шахматы действительно способствуют развитию детского интеллекта. Школа предлагает родителям на выбор виды внеурочной деятельности, они выбирают вместе с ребенком то, что его интересует, и шахматы, думаю, тоже будут пользоваться популярностью. В каждой школе есть и дети, и преподаватели, которые интересуются этой игрой и с удовольствием будут играть во внеурочное время. Но это именно по желанию. Потому что при обязательном повсеместном введении для начала нужно обучить самих преподавателей, а это непросто. Кто будет учить педагогов играть в шахматы на достаточно высоком уровне, чтобы они не только играли, но и могли обучить этой игре? Это самое сложное - уметь обучить.

Елена В., тренер по шахматам нижегородской спортивной шахматной школы:
- Я с одобрением отношусь к инициативе министерства. Разговор об этом идет не первый год. Мы видели учебники для начальной школы, они очень неплохие. Конечно, преподавать будут лишь азы. О подготовке спортсменов-шахматистов речь не идет. Для этого нужна индивидуальная работа. Думаю, что вначале нужно будет обучить шахматам учителей начальных классов, а уже они, пройдя специальную подготовку, будут вести уроки. Ничего сложного в этом нет.