Кажется, Елена Труфанова, учитель английского языка лицея №102 города Железногорска, нашла ту самую золотую середину, которую искала все 25 лет работы в школе, - между фундаментом из знаний, умений, навыков и надстройкой из творчества.
- Эмоции детей, их потребность в общении и в игре зачастую вступают в противоречие с традиционными школьными требованиями, в то время как можно успешно встроить их в образовательный процесс и в каком-то смысле идти в своей работе «от ребенка», - размышляет Елена Труфанова. - Вот он передо мной, живой и настоящий, со своими задатками, талантами, желаниями, мечтами и проблемами… Надо увидеть в нем гораздо более глубинное, чем он сам о себе осознает, и помочь ему открыть себя настоящего. Для меня, наверное, ключевой момент - создание мотивации. «Дети, давайте общаться!» - предлагаю сразу же, с первых уроков. Не партизански-нелегально, шепотом или записочками, не в варианте псевдообщения, когда учитель знает, каким должен быть ответ, а по-настоящему. Пусть у них появится понимание того, что язык не цель обучения, а средство рассказать, объяснить, найти информацию на англоязычных сайтах. На каждом уроке интрига, челлендж - в общем, такое задание, ну очень-очень трудное. Но мы разделим его на небольшие понятные фрагменты, распределим участки работы между собой, договоримся, справимся и будем собой гордиться: «Йес, мы это сделали!» Безэмоциональное обучение неконкурентоспособно! На уроке обязательно должны присутствовать три базовые эмоции: радость, интерес и удивление. Радость снижает тревожность и повышает чувство личностной значимости, интерес дает познавательную и творческую активность, удивление привлекает внимание к изучаемому материалу. А что может быть лучше для появления у детей этих эмоций, чем игра?
Педагог использует социоигровую технологию, правила которой требуют обеспечить двигательную активность учащихся, работать малыми группами сменного состава, периодически сменяя задания, мизансцены, темпоритм урока, роли учащихся. А главное - не делить ребенка «на запчасти», когда на уроке математики должна работать голова, на уроке физкультуры - ноги. Но учитель не просто преподает предмет или проводит мероприятия, она делает больше - создает среду, где находятся в гармонии интеллектуальная, творческая и эмоциональная составляющая личности ребенка.
Через театр «Пока горит свеча...», которым Труфанова руководит 15 лет вместе с коллегой Татьяной Чисниковой, проходят практически все ее ученики. Среда театральной студии создает условия для социализации: сталкивается большое количество мнений, вкусов, интересов. Возникают проблемы: дали не ту роль, режиссер предлагает «неудобные» средства создания образа, не нравится поведение партнера… Тут дети учатся жить в обществе, приобретая умение принимать решение, способность критически мыслить, урегулировать конфликты, уважать партнера. Новые костюмы, декорации к каждому спектаклю делаются и руками ребят. Они шьют, вяжут, лепят, выпиливают и осваивают технологии - подбирают и монтируют фонограммы, работают с воспроизводящей аппаратурой, осуществляют видеосъемку и монтаж, создают спецэффекты. Театр разновозрастный - в одном спектакле могут встретиться пяти- и одиннадцатиклассники. Малыши «смотрят в рот» большим и копируют их манеру поведения, а старших это обязывает и дисциплинирует. Сценарии пишут сами, выбирая для постановок произведения лучших русских и зарубежных писателей.
- На уроках английского языка активно использую элементы актерского тренинга, - рассказывает Елена Александровна. - Неправильно думать, что он связан только с разыгрыванием на уроках диалогов и сценок - он предполагает развитие внимания, памяти, воображения, речи, мышечной свободы, навыков импровизации, а также общения и взаимодействия. «Игра в театр» на уроке английского языка позволяет создать атмосферу радости и уверенности в себе, удерживая при этом такие предметные задачи, как, например, отработка произношения или запоминание речевых клише. Можно предложить детям произнести скороговорку, стихотворение с разной интонацией, ни разу не повторив эмоцию, или задать настроение на карточках: словами или картинками-эмодзи. Стихотворения, заданные наизусть, можно также декламировать в образе. Учащиеся начальной школы любят побыть зайчиками, роботами, инопланетянами, гномиками. Застенчивые дети приобретают уверенность, творческие ребята придумывают интересные образы для всех, лидеры получают возможность «всех построить», не говоря уже о том, что необходимо договориться между собой. Кроме того, если 10‑12 человек будут одинаково отвечать одно и то же стихотворение, скучно окажется всем, в том числе и отвечающим. А предлагая такой «театр», мы можем быть уверены, что ребята с интересом послушают все выступления. Подобные упражнения способствуют установлению атмосферы психологического комфорта, снятию зажимов и предупреждению манипуляций типа «я не ответил, потому что переволновался у доски». На занятиях по актерскому мастерству и в процессе подготовки к спектаклю дети приобретают навыки публичного выступления - поставленный голос, четкую артикуляцию, грамотную речь, выразительные интонации, навыки общения с публикой, пластичность. Эти навыки ярко проявляются на уроках: дети-театралы отвечают совсем по-другому, подавая всем положительный пример.
Елена Александровна устраивает в классе реальную жизнь - дает детям разнообразные впечатления, используя их естественное стремление двигаться и преобразовывать окружающую среду. На ее уроках дети делают зарядку, объединяются в пары и группы, подпрыгивают, чтобы почувствовать ритм стихотворения. Малыши рисуют, клеят, лепят, разговаривая при этом на английском. При изучении алфавита опознают буквы «на ощупь» - они сделаны из наждачной бумаги. Заучивая стихи, отстукивают ритм палочками, катают в руках грецкие орехи, колючие шарики или шестигранные карандаши. Педагог объясняет:
- Это чрезвычайно полезно для младших школьников еще и потому, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. Кроме того, пальчиковые игры, манипуляции с мелкими предметами, а также раскрашивание и вырезание снимают физическое и психоэмоциональное напряжение, способствуют развитию концентрации и распределения внимания, подготавливают руку к письму. Мы все время говорим, что личность ребенка должна быть в центре образовательного процесса: он должен иметь возможность делать выбор, выражать эмоции, использовать свои сильные стороны. И закладка этого фундамента происходит в начальной школе.
В результате все дети «говорящие». Встречаясь с учителем в школьных коридорах, малыши здороваются по-английски. Старшие в разговоре легко сбиваются на иностранный язык. Для тех, кто готов прожить в языковой среде несколько дней, Труфанова устраивает выездные погружения в загородном лагере, где русский язык запрещен в принципе. У старшеклассников свои игры - «взрослые», например написание резюме по заданным условиям и собеседование при приеме на работу, которое проходит не в форме заранее отрепетированного диалога, а импровизационно. Такая подготовка помогает выпускникам вписываться во взрослую жизнь - учиться в магистратуре за рубежом, публиковать статьи на английском языке в солидных изданиях, встречать и курировать иностранных студентов в своих вузах, работать волонтерами, например, на чемпионате мира по футболу.
Трудно отделить внеурочную систему работы Труфановой от урочной - ей нравится быть классным руководителем не меньше, чем учителем английского. Системообразующим элементом в ее классе вот уже пять лет служит клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?». Каждую неделю дети собираются, чтобы играть в «Брейн-ринг», «Веришь - не веришь», «Шляпу» и «Полиглот». Так развиваются навыки мозгового штурма в условиях цейтнота, умение чувствовать друг друга, умение справляться со своими эмоциями. А уж как дети осознают свои пробелы в образовании, как взлетает авторитет того, кто кинул правильную версию!
Благодаря клубу в классе появился совятник - домик, где живут призовые и подарочные совы. Идея системы поощрений - за хорошую учебу, за участие в мероприятиях, за незапланированные добрые дела - в виде сов-печатей в дневник и «совиного рейтинга» на стенде - родилась в шестом классе. Три победителя в конце четверти получают призовую сову! Спасибо родителям, которые с неослабевающим энтузиазмом готовы изготавливать сов из подручных материалов в огромном количестве, в том числе непосредственно во время родительского собрания - руки-то свободны! Елена Александровна убеждена, что родители не заказчики, а полноправные участники образовательного процесса. Ведь они обладатели и распорядители ресурсов для воспитания - на их средства существует театр и проводятся выездные школы; они выполняют функцию гримеров в спектаклях и выступают в роли знатоков.
Учитель года-2018 Красноярского края уверена, что познания без радости не бывает:
- Сейчас много говорят о том, что у человека есть не только рациональный, но и эмоциональный интеллект, и от уровня его развития на 80 процентов зависит успешность. Ура! Значит, мое стремление узаконить проявление эмоций, в том числе бурных, на уроках правильно.

Красноярский край