Сегодня Николай Сергеевич Щеглов - учитель музыки лицея села Хлевное Хлевенского района Липецкой области, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2018, руководитель лицейского музыкального кружка и детского вокально-инструментального ансамбля, а также своей небольшой рок-группы, для которой аранжирует музыку и вместе с другом - учителем физкультуры лицея - сочиняет и исполняет песни, записывает их и размещает в Интернете. Есть в их группе еще один музыкант - супруга Николая, которая к тому же работает вместе с ним в лицее учителем изобразительного искусства. Молодая семья двух творческих педагогов, семья, в которой рисуют, поют и играют на музыкальных инструментах.
Любимый инструмент Николая - аккордеон, с него для мальчика-третьеклассника началось удивительное путешествие в мир музыки. Он вспоминает, как в третьем классе сделал для себя настоящее открытие: узнал, что в его родном селе Хлевное есть музыкальная школа и в нее можно поступить! Пришел домой и стал уговаривать родителей, чтобы те отправили его в музыкальную школу. Родители очень удивились, потому что в роду на музыкальных инструментах никто никогда не играл, но потом все-таки согласились. В музыкальной школе Коля учился с удовольствием и окончил ее на «отлично». После одиннадцатого класса поступил на музыкально-педагогический факультет Елецкого государственного университета имени И.А.Бунина. Там на дне открытых дверей впервые услышал, как играет вузовский духовой оркестр, и буквально влюбился в эту музыку, сразу решил, что, если зачислят в вуз, он тоже будет играть в этом оркестре! Так все и вышло: поступил, а когда распределяли по музыкальным коллективам, Николай вместо оркестра народных инструментов, куда обычно отбирали аккордеонистов, выбрал духовой оркестр. Руководитель Виктор Петрович Поздняков сильно удивился, но препятствовать не стал. Примерно три месяца Щеглов осваивал тромбон, а затем уже стал играть в оркестре: сначала маленькие партии, потом посложнее, и вскоре он уже ничем не отличался от своих сокурсников-духовиков. Вместе с этим оркестром успел выступить на многих вузовских и городских мероприятиях в Ельце. На вопрос, трудно ли было учиться играть на новом инструменте, отвечает, что самое главное - наличие интереса: «Если человек занимается с интересом и упорством, то он во всем разберется». Сейчас, по прошествии учебы в вузе, службы в армии и шести лет работы учителем в лицее, Николай говорит, что, наверное, его любовь к музыке все-таки имеет семейные корни. Недаром дедушка во время службы в армии выступал в военном ансамбле песни и пляски, а мама хоть и не имеет музыкального образования, поет очень хорошо. Потому, наверное, у Николая Щеглова есть и слух, и способности, и даже фамилия соответствующая - «говорящая» и очень подходящая для учителя музыки.
Сейчас Николай Сергеевич на тромбоне не играет, но, как сам говорит, если будет нужно, всегда вспомнит любимый духовой инструмент. В основном играет на аккордеоне, фортепиано и гитаре. Играть на ней учился самостоятельно. Николай ведет в лицее музыкальный кружок, где обучает ребят и девочек игре на гитаре и других инструментах.
Полгода назад лицей выиграл грант на развитие внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Было закуплено много нового оборудования: спортинвентарь, оборудование для актового зала и музыкальные инструменты - три гитары и барабанная установка. Ребята оставить такие новшества без внимания ни за что не могли: вокруг единственного в лицее учителя музыки сразу собрался кружок из 12 человек, с которыми Щеглов занимается ежедневно после уроков до четырех-пяти часов вечера.
- Ребята очень заинтересованы, занятия проходят на высокой эмоциональной волне, иногда можем даже дольше задержаться. Хорошо, что в лицее у нас уроки в одну смену, - рассказывает Николай.
Подопечные Щеглова уже выступают в вокально-инструментальном ансамбле лицея, без них не обходится ни один праздник. Параллельно осваивают ударную установку, и хотя руководитель не профессиональный ударник, им во многом помогают видеоуроки из Интернета, в целом получается очень даже неплохо.
Кроме самого лицея Николай Сергеевич ведет уроки еще и в его филиале - школе соседнего села Нижняя Колыбелька. Всего в лицее около тысячи учеников, считая обучающихся в филиалах. То, что здесь есть свой учитель музыки, - удача для сельской школы, даже для такой большой. Ведь в последнее время учителей музыки в сельских школах не хватает. Часто уроки ведут совместители, потому что в школе, где детей мало, нагрузка на учителя музыки тоже маленькая, как и зарплата, а на такие условия соглашаются немногие. Николай Сергеевич преподает музыку во всех классах с первого по восьмой, нагрузка 28 часов в неделю, считая занятия в лицее и филиале. Туда приезжает на один день в неделю и кроме уроков тоже ведет музыкальный кружок.
Так уж сложилось в наших школах, что уроки музыки многие серьезно не воспринимают: попели и разошлись, ну что это за урок?! Николай так не считает, на его взгляд, именно уроки музыки обладают богатыми воспитательными возможностями, помогают ребенку понять чувства и эмоции других людей, их мировоззрение.
- Искусство - это такая сфера, в которой ты можешь пообщаться с людьми, жившими много веков назад, через их творчество. Это очень интересно! Но, к сожалению, важность художественно-эстетического воспитания многие недооценивают, - отмечает учитель.
Именно с желанием доказать актуальность и необходимость своего предмета Николай Сергеевич шел на конкурс «Учитель года». Не с желанием победить, а с желанием защитить свой предмет и показать интересный урок! Решил, будь что будет, но урок обязательно должен понравиться детям, если это получится, то и всем понравится. И действительно, по окончании занятия члены регионального жюри, выходя из кабинета музыки, жали руку Николаю и благодарили его. На уроке он использовал игровые моменты. Дети с удовольствием играли в дирижеров: всем было интересно наблюдать, как один ребенок дирижирует, а остальные «музицируют» на воображаемых инструментах. За уроке успели многое - и хороводы водили, и на шумовых инструментах играли, а в центре занятия была тема «Концерт №1 Петра Ильича Чайковского - визитная карточка России». Урок Щеглов разрабатывал сам, опираясь на учебник Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой и Т.С.Шмагиной. Старался, чтобы было увлекательно, интересно и понравилось детям. А в итоге победил на конкурсе.
Всероссийский этап вспоминает с большой теплотой. Говорит, что и организация, и атмосфера выше всяких похвал!
- И все это дало огромный толчок к развитию, когда ты просто понимаешь, что есть большое количество людей, таких же заинтересованных в своем предмете, как ты, и у этих людей есть много того, чему можно и нужно поучиться, - говорит Щеглов.
На мой вопрос, как дети относятся к урокам музыки, Николай отвечает, что старается каждый свой урок провести интересно и увлекательно, и дети это чувствуют. Конечно, бывают и лишний шум на уроке, и проблемы с дисциплиной, но это заставляет задуматься, может, где-то ты недоработал. А раз так, значит, надо найти более интересный материал, что-то изменить, додумать. Например, дети иногда просят включить и современную музыку, классическая им не всегда нравится. И учитель выполняет просьбу, старается давать для исполнения и современные песни. Главное - если чувствуешь, что тебе самому песня нравится, значит, и детям она придется по душе. Во всяком случае, как говорит Николай, часто у него бывает именно так. С произведениями классиков сложнее, тут нужно уметь интересно представить эту музыку.
Николай Сергеевич старается готовить детей к прослушиванию серьезных произведений заранее. Разучивает с ними наиболее яркие и запоминающиеся музыкальные отрывки, обыгрывает их с ребятами. Например, рассказывая о «Форели» Франца Шуберта, может предложить ребятам разыграть сценку на уроке: показать рыбака, который удит рыбу, и автора, который наблюдает, как форель с удовольствием плещется в реке, но в конце попадает рыбаку на удочку, и автору ее жалко. Дети тоже начинают сочувствовать и откликаются.
Так, по кусочкам, мы разбираем каждое произведение, и в результате при прослушивании дети уже начинают ждать знакомые мелодии, их внимание не ослабевает. Главное в том, чтобы учитель смог правильно и творчески организовать работу на уроке.
- Какие школьные предметы, на ваш взгляд, сравнимы с музыкой по воспитательной силе?
- Литература в первую очередь. Музыка и литература - два взаимо­связанных предмета. Еще сюда бы я отнес изобразительное искусство и историю. Когда объясняешь какой-то материал на уроке, обязательно коснешься этих предметов, например расскажешь об историческом моменте, в который жил и творил композитор. Мир един, и разделение предметов искусственное. Без единства гуманитарных наук ребенка трудно воспитать.
Один из самых популярных вопросов, какие ученики задают своему учителю: «Зачем нам нужна музыка?» Поэтому на каждом уроке Щеглов старается показать ребятам, насколько это важная часть жизни человека и как через музыку можно лучше понять чувства и настроения других людей, понять эпохи, в которых жили композиторы. Среди его учеников есть и ребята, которые посещают музыкальную школу.
С ребятами он делится своими увлечениями. Из композиторов ему нравится Иоганн Себастьян Бах, еще он любит слушать музыку Клода Дебюсси, особенно его «Лунный свет». Любит и произведения Антонио Вивальди, одно время увлекался его музыкой очень сильно и прослушал все концерты. Из современных исполнителей нравится группа «Ария»: «В своем творчестве они затрагивают довольно-таки серьезные темы. У них и музыка достаточно мелодичная, где-то даже перекликается с классикой». Николай любит слушать передачи о музыке и композиторах, последние полгода с большим удовольствием включает радио «Орфей» и передачу Михаила Казиника «Музыка, которая вернулась».
- Урок музыки только кажется легким, особенно со стороны. Да, у меня тетрадей поменьше, чем на других предметах, но урок проводить от этого не легче. На данный момент я себя чувствую как будто технарем, больше думаю о том, как сделать урок интереснее, что еще в него можно привнести. И я знаю, что все ответы уже есть, нужно только постараться их найти, - говорит Николай Щеглов.
Ни один урок Николая Щеглова не обходится без компьютера. Он давно старается не ограничиваться аудио­фрагментами, а подбирает видеоформат. Чтобы дети видели, как музыкант играет, какие чувства он испытывает, как происходит сам процесс исполнения. В этом смысле видеоряд намного интереснее:
- «Революционный» этюд Фридерика Шопена надо видеть, а не только слушать, потому что у пианиста так быстро двигаются пальцы, что в такое иногда даже трудно поверить. Восприятие детей обостряется, когда они видят мастерство исполнителя, - убежден Щеглов.
Еще одно увлечение Николая - звукорежиссура, которую он тоже осваивает самостоятельно с помощью компьютера. Пересмотрел не один десяток видеоуроков и перечитал много статей о том, как самому записывать музыку и какое для этого использовать оборудование. Сегодня он звукорежиссер для своей музыкальной группы и лицейского ансамбля. Собственными находками учитель делится с учениками, причем относится это не только к музыке. Николай Сергеевич очень любит путешествовать с друзьями. Пока осваивают родную Липецкую и соседние Воронежскую, Орловскую и Тульскую области. Наверняка впереди у них еще много интересных дорог.