Непал - значит непадающий
В спортивном зале детско-юношеского центра я оказался в разгар тренировки младшей группы кулачных бойцов-рукопашников «Буза». Мальчишки вместе со своим тренером и руководителем артели Борисом Мазаевым отрабатывали приемы исторической этнографической русской борьбы на поясах.
- Непал, вылезай, вылезай из-под него, - эмоционально подсказывает тренер. - Сок, не ослабляй хватку.
Мне, впервые увидевшему не совсем обычную борьбу, было непонятно, кому адресованы советы Мазаева.
Позже, когда мальчишки перейдут под опеку помощника Бориса, студента индустриального техникума Ильи Гомоновича, тренер введет меня в курс происходящего.
- Мы изучаем разновидности рукопашного боя, основанные на этнографии, - рассказывает руководитель артели. - Приемы кулачных боев собраны специалистами по всему Северо-Западу. Возрождая традиции наших предков, мы прививаем мальчишкам знание культуры своего народа.
Называть друг друга не по именам, а по позывным - это тоже традиция. Оказалось, что Непал - это - Коля Тергуев, а Сок - Егор Степанов. Позывные новичкам ребята придумывают сами, когда перед началом каждого занятия садятся в круг, где обещают во время тренировки вести себя благородно, уважая соперника, стараясь не нанести ему травму.
Сок - сокращенное от древнегреческого философа Сократа. Егору очень нравится его позывной, он надеется, что со временем ребята будут его называть полным именем, но это еще надо заслужить. С позывным для Коли Тергуева тоже не возникло проблем, своими крепким характером и стойкостью на ковре уже на первых соревнованиях он заслужил свой позывной Непал, что значит непадающий.
К изучению русской культуры вместе со своими подопечными Борис Мазаев пришел не сразу, хотя с детства увлекался историей Российского государства, традициями, боевым искусством. Борис занимался различными единоборствами, еще юношей начал обучать мальчишек основам рукопашного боя. Идея создать в подростково-молодежном клубе «Богатырская застава» необычное направление «Буза» пришла после знакомства с известным тверским этнографом и историком Григорием Базловым.
В 2015 году Борис специально поехал на Всероссийский фестиваль по традиционному рукопашному бою «Буза», который ежегодно проводится в Твери. И в том же году организовал в детско-юношеском центре Петрозаводскую артель кулачных бойцов. А спустя два года кроме «бузников» и «подшалимок» появилась группа «карандашей», в которую набрали мальчишек 10‑14 лет. В дальнейшем они переходят в среднюю группу и становятся «подшалимками», а уже набравшись опыта - в настоящую артель кулачных бойцов.
Культурной традиции «буза» сотни лет. Однако новую жизнь она обрела в Вехневолжье в 90‑е годы прошлого века благодаря неравнодушным общественникам, изучающим историю региона. После этнографических изысканий сотрудников и студентов Тверского гос­университета в верховьях реки Мсты преподаватель вуза - руководитель областного историко-этнографического клуба «Белый волк» Григорий Базлов - разработал авторскую программу.
У петрозаводской артели завязалась дружба с идейным вдохновителем «мстинской традиции». Григорий Базлов часто приезжает в карельскую столицу для проведения семинаров и мастер-классов. Подростковый клуб «Богатырская застава», в рамках которого появилось новое направление «Буза», - постоянный участник всероссийских фестивалей и турниров в Твери.
«Буза» включает ударную и бросковую технику, бой со специальными приспособлениями и подручными средствами, рукопашный бой, боевой пляс.
- Перед каждым поединком участники турнира тянут жребий, - рассказывает атаман петрозаводской артели. - В результате им могут выпасть «нож», «тростка», «кистень» и «безоружный». Безоружному бойцу, разумеется, сложнее. Единственный способ одержать победу - разоружить противника. Обязательное условие - наличие специальной защитной экипировки.
«Круг - это наша семья»
Борис Мазаев и его воспитанники изучают еще и северо-западную русскую культуру. Историческая этнографическая борьба на поясах в старину как раз и зародилась в этом регионе.
Тем временем тренировка подошла к завершению. Однако никто не уходил из зала, мальчишки и их руководители прямо на полу сели в круг и стали обсуждать, как прошло занятие.
- Непал массой берет, - делится своими впечатлениями еще не остывший от борьбы Егор. - Я головой в плечо упираюсь и жду, когда он ошибется. Надо с тяжеловесами потренироваться.
У Непала, по его признанию, другая проблема - отработать кувырки через препятствие.
- Тебе надо прыгнуть, ты же умеешь это делать, - советует тренер. - Перебороть себя и прыгнуть.
Каждый откровенно говорит о наболевшем, старшие советуют, подбадривают. Как скажет мне потом в экспресс-интервью студент Илья Гамонович: «Круг - это наша семья. Мы все делаем вместе, помогаем «карандашам», сами учимся у старших». Порой помощь выходит за пределы тренировочного зала. Например, одному из своих товарищей «бузники» помогли раскидать на загородном участке отгрохотки, маленькие камушки для отсыпки территории.
Кстати, каждая тренировка начинается и заканчивается молитвой, первая - «За Отечество». Бойцы договариваются, что будут беречь друг друга и благородно вести себя на ковре. Такова традиция, русская воинская культура.
Петрозаводская артель стремится сохранять и развивать традиционную русскую культуру и через народный фольклор. Перед тренировкой и после нее ребята поют русские народные и казачьи песни «Вечерами, за долами», «Стояло в поле древо», «Снежочки» и другие. Вначале по распечатанному тексту, потом наизусть. Любимая песня петрозаводской «Бузы» - «Черный ворон».
Откровением стало и то, что в кулачных боях соревнования проходят под музыку. На всероссийских - обычно под гармонь. А поскольку у карельских ребят на гармони никто не играет, они соревнуются под гусли. Все бойцы прекрасно владеют старинным музыкальным инструментом.
В разных возрастных группах активно занимаются 25 человек. В программу занятий входят не только тренировки по кулачному и рукопашному бою, но и военная и специальная подготовка. В еженедельном расписании «Бузы» строевая подготовка, сборка и разборка автомата Калашникова, стрельба из пневматической винтовки.
Осенью всей артелью проводили в армию Антона Толмачева, а Сергей Воронцов и Егор Кондюков уже отслужили. Все трое поддерживают связь с «Бузой». Сергей снова вернулся в артель кулачных бойцов. Безусловно, тем, кто прошел подготовку в подростково-молодежном клубе «Богатырская застава», легче привыкнуть к суровым армейским будням. У них уже есть представление о строевой подготовке, дисциплине и об оружии. Тот же автомат Калашникова здесь в прямом смысле собирают с закрытыми глазами.
Кроме того, будущие защитники Отечества в «Бузе» овладевают приемами рукопашного и кулачного боя, основанных на точности, силе и скорости. Достичь мастерства в этих исконно русских состязаниях можно только благодаря терпению и настоящей выдержке. Конечно, победа в бою важна, как и жизненные принципы, связанные с «Бузой».

Школа героев
Подростково-молодежный клуб «Богатырская застава» в постоянном поиске. Продолжает активно работать и развиваться «бузовская» традиция, уже заканчивается набор юношей в «Школу героев». Кроме изучения рукопашного боя молодежь будут учить выживанию в природе.
- У нас будет не так, что оставили все, взяли нож и кружку и пошли выживать, мы будем изучать и использовать опыт партизан во время Великой Отечественной войны и наших прадедов, - раскрывает идею Борис Мазаев.
Ее «подсказал» князь Борис Голицин, переживший в свое время шесть штыковых атак. Когда-то он обучал способам и методике выживания отца-основателя «мстинской традиции» Григория Базлова. Руководители петрозаводской «Бузы» загорелись идеей, перелопатили информацию о роде Голициных, выяснили, что князья увлекались изучением воинских традиций и в, частности, особенностей выживания в военно-полевых условиях.
…Думаю, мы не раз услышим о петрозаводской «Школе героев». Ведь Борис Мазаев если за что возьмется, то делает основательно и убедительно.

Петрозаводск, Республика Карелия