Первый день был ознаменован дискуссией двух мастодонтов современной отечественной прозы - Алексея Иванова и недавно получившего премию «Национальный бестселлер» Андрея Рубанова. Тема встречи была обозначена как «Фантастическая реальность или реальность фантастики?..», а ее модератором выступила литературный критик Клариса Пульсон. Увы, претендовавшая на серьезное обсуждение вопроса о размытии границ жанра встреча обернулась проговариванием каких-то извечных истин (впрочем, в обсуждении проблематики рубановского «Финиста» этого, кажется, избежать нельзя) и откровенной пропагандой чтения. С точки зрения Иванова, фантастическое - это призма, которая необходима писателю, чтобы создавать произведения о современности, которая утратила драматургию. Писатели поспорили о том, что лежит в основе книги, - умная мысль, как считает Иванов, или же нерв, за который выступил Рубанов, и верят ли они в то, что чтение книг может менять мир к лучшему. Иванов, не будучи наивным мальчиком, не верит в отличие от Рубанова. Не сошлись они во взглядах и на природу фантастики, которая, по мнению Иванова, не является изображением реального мира. Рубанов же полагает, что существует все, что можно вообразить, и именно введение объектов в культурное поле (в любом жанре искусства) и делает их предельно реальными. Впрочем, в финале оба автора сошлись на том, что мир изменяется, с ним меняются и потребности общества, а спрос на ту или иную литературу в первую очередь определяет читатель.
Во второй день прошла презентация нового романа Анны Козловой, писательницы, сценаристки, взявшей главный приз «Нацбеста» в 2017 году. «Рюрик» неожиданно вышел в издательстве «Фантом-пресс», специализирующемся уже много лет на издании исключительно зарубежной литературы. Как подчеркивал на встрече литературовед и критик Николай Александров, который и предложил издателям рукопись Козловой для ознакомления, одно из главных достоинств романа - его непохожесть на привычную, то угрюмую, то эстрадно-оптимистическую, современную русскую литературу. Другие - внятный и мощный сюжет, смешение различных жанров (каждый из которых тянет на отдельный роман), за перетеканием которых из одного в другой очень интересно следить, и актуальные темы вроде семьи, о которых писательница говорит прямолинейно, без экивоков, и честно. Как отметила сама Козлова, писать о больных темах нынче стало модно. Что же еще мог узнать пришедший на встречу? Что Рюрик - это имя попугая, а не князя, и что оно было выбрано, поскольку в нем должно быть много звонких звуков. Что интернет-форумы - это место, где формируется национальное сознание. Что рассказчик в романе - книга. Что, потерявшись в лесу, ребенок оказывается гораздо более способным к выживанию, чем взрослый.
Была на фестивале представлена и молодая литература. Так, «Редакция Елены Шубиной» организовала встречу с авторами недавно вышедших в их серии «Неисторический роман» произведений «Рымба» Александра Бушковского и «Жизнь А. Г.» Вячеслава Ставецкого. Модерировала дискуссию сама Елена Шубина, а специальным гостем стал Евгений Водолазкин, из подзаголовка романа которого и возникла идея серии. Он уделил некоторое внимание вопросу размытия жанровых границ, пояснив, что любит начинять жанровые тексты чем-то неожиданным, и сравнил это с тем, как, например, в его молодости было популярно ставить крутую акустическую систему в «Запорожец». Итак, неисторический роман - это произведение, которое отчасти на историческом материале реагирует на какие-то остросоциальные проблемы. В «Рымбе» им стала шестисотлетняя эпопея захиревшей карельской деревни, в «Жизни А. Г.» - испанская диктатура XX столетия. Бушковский начал с выражения восторгов относительно романа Ставецкого и сообщил, что в отличие от второго работал с материалом, который ему очень хорошо знаком, и поэтому много придумывать ему не пришлось. Ставецкий отметил, что на встрече удивительным образом представлены два полюса - самоуглубленный Север и карнавальный Юг, а в ответ на вопрос, о чем его книга, привел цитату из Флобера: «Эмма Бовари - это я», предложив ее в своем случае перефразировать так: «А.Г. - это вы».
Не чужд оказался фестиваль и совсем новых трендов в литературе. Вот уже некоторое время в сообществе идет бурное обсуждение проблемы блогерства. Что вообще такое литературный блогинг и чем он отличается от критики? Пришли ли блогеры, чтобы скинуть критиков с парохода современности, или же нет? Нужно ли с ними дружить или лучше держаться подальше? Так, в журнале «Дружба народов» даже отвели под эти вопросы специальную колонку, которую ведет Ольга Брейнингер. Одним из ответов стала организация уже второй тематической премии «Блог-пост». На «Красной площади» прошло оглашение финалистов (открытий чудных полон книжный Instagram!) и паблик-ток «Блогеры: поколение next» при участии писателей Ильи Данишевского и Ольги Брейнингер, руководителя «Полки» Юрия Сапрыкина, директора CWS online Екатерины Владимировой и директора Book24 Дмитрия Голдова. Дискуссия вышла несколько скомканной, вероятно, оттого, что материал по теме еще только начинает собираться. Обсудили то, что на самом деле все мы немножко блогеры, то, как они меняют литературную повестку, и, конечно, выдали рекомендации в виде списка финалистов.