- Благодаря цифровой экономике повышается производительность труда, а значит, и конкурентоспособность нашей страны, - сказал вице-президент Международной академии связи, председатель Профсоюза работников связи России Анатолий Назейкин. - Однако надо понимать, что одновременно она сокращает и потребность в тех или иных квалификациях. Например, цифровые технологии способны автоматизировать целый ряд банковских операций, а это чревато увольнением множества бухгалтерских работников. Поэтому уже сейчас необходимо понимать, какие квалификации будут востребованы в нашей стране, и начать переобучать тех специалистов, чей труд перестает быть востребованным.
- Цифровая трансформация экономики невозможна без устойчивого диалога между работодателями и образовательными организациями, - убеждена начальник отдела образования Управления финансово-экономического обеспечения Федерального агентства связи Жанна Скрипкина. - И надежным инструментом для такого диалога являются профессиональные стандарты, отражающие требования к квалификации выпускников, а также сложившаяся система оценки квалификаций и Национальная система квалификаций в целом.
- Масштабная работа по созданию Национальной системы квалификаций началась более 10 лет назад под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей, - сообщила заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям связи Людмила Маторина. - Указом Президента РФ от 16 апреля 2014 года №249 был создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Внесены изменения в нормативную, законодательную и правовую базу. 1 января 2017 года вступил в силу основополагающий Федеральный закон №238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации». Это базовый документ, регулирующий формирование объединениями работодателей системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству этой оценки со стороны работодателей и граждан.
- Независимая оценка квалификаций является одним из путей повышения кадрового потенциала страны, - подчеркнула заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина. - Это инструмент, обеспечивающий количественное измерение знаний, навыков и умений работников, а также объективность при оценивании знаний, навыков и умений работников. Созданы все законодательные условия для дальнейшего внедрения инструментов Национальной системы квалификаций. При этом надо помнить, что для работников особенно важна сложившаяся система оценки квалификаций. И каждому человеку нужно очень хорошо понимать предъявляемые к нему требования, чтобы выстраивать индивидуальную траекторию повышения квалификации, обучения, получения реальных компетенций, которые, может быть, будут востребованы не сегодня, а завтра и послезавтра.
- Национальная система квалификаций позволяет снизить издержки при переходе человека из системы образования в систему труда, с одного уровня квалификации на другой, помогает быстро перестроиться в связи с изменениями технологий, - отметила первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова. - Таким образом, у государства, работодателей, работников появляется больше возможностей соответствовать современным вызовам. Работники отрасли связи, как никто другой, понимают, насколько важен темп изменений. Мы стараемся сделать так, чтобы этот темп ускорялся. Созданы нормативные, методические, организационные и цифровые условия для использования инструментов Национальной системы квалификаций, а значит, для ускорения всех процессов.
- Разработка новых и актуализация существующих профессиональных стандартов и квалификаций для отрасли идет полным ходом, - рассказала президент Международной академии связи, председатель Совета по профессиональным компетенциям связи Анастасия Оситис. - Надо быть готовым к тому, что часть квалификаций исчезнет, зато появятся новые - широкого профиля. Мы планируем создать центры оценки квалификаций, правда, пока совет находится в положении «догоняющего» - в короткие сроки нужно успеть сделать то, что в других отраслях было сделано за последние несколько лет.
…Конечно же, чтобы не отстать безнадежно, всем нам необходимо в короткие сроки пройти переобучение и приобрести компетенции, без которых невозможны ни цифровая экономика, ни цифровое образование. Но тут возникает опасность следующего характера. В регионах люди нередко жалуются на то, что очень многие курсы повышения квалификации и переподготовки учителей (еще со времен, когда вводили ОРКСЭ или внедряли инклюзивное образование) слишком поверхностны, часто проводятся «для галочки», за короткое время на них невозможно получить по-настоящему прочные знания, нельзя научиться тому, чего раньше не умел. Нет ли и здесь опасности, что массовый перевод большого количества граждан на «цифровые рельсы» может превратиться в некую фикцию?
- Подобные параллели тут вряд ли уместны, - высказала свое мнение Любовь Духанина. - Напомню, что, когда вводили ОРКСЭ, создали целую программу обучения педагогов. И чтобы охватить сразу большое количество преподавателей, минимум по одному из каждой школы, надо было сразу провести подготовку более 40000 учителей. Тогда была реализована каскадная система подготовки. Какое-то количество педагогов приехали в Москву, прошли обучение, а затем вернулись в регион и обучили остальных. Должна сказать, что уровень подготовки в целом оказался весьма неплохим. Но что до инклюзивного образования, то такие подходы уже не работают. Ведь инклюзия касается всех возрастов, от детсада до школы и вуза. И педагоги, у которых есть дети с ОВЗ, знают, что проблемы у этих детей очень и очень разные. Поэтому краткосрочными курсами тут не обойтись, и каскадная система не поможет. К сожалению, на сегодня полностью эту проблему решить до сих пор не удалось. Учителя по всей стране говорят, что им не хватает квалификации, знаний, компетенций, чтобы работать с такой категорией детей. Нужны особые программы, особые условия, особые требования к результатам, к переходу в следующий класс и т. д. А вот когда мы говорим о цифровой трансформации, то подразумевается, что обучение в течение всей жизни должно стать потребностью для всех работников, ведь экономика меняется очень быстрыми темпами, и чтобы быть конкурентоспособным, надо быть в курсе всего. Но тут самое главное - надо учиться не всему сразу, ибо это невозможно, а четко понимать, что конкретно тебе нужно для выполнения данной работы, чем именно ты не владеешь и что необходимо освоить для ликвидации этого дефицита. Только так можно остаться в тренде. Конечно, всегда есть опасность имитации прохождения образовательных программ, но как раз для этого и существует независимая система оценки качества квалификации, которая должна сделать такую модель поведения бессмысленной. Я уверена, что скоро будет сформирована независимая система оценки труда любого специалиста, и учителя в том числе. Тогда уже будет нельзя говорить о том, что людей чему-то научили формально, «для галочки», так как это сразу же будет понятно, видно и оценено соответствующим образом. Кстати, эта система призвана защитить учителей, ведь нередко бывает так, что наиболее инициативных и самостоятельных сотрудников в школах гнобят, не дают им расти. И вот таким педагогам нужно предоставить возможность независимой оценки компетенций, чтобы их мастерство оценивали не их начальники, с которыми возможны недопонимания, а внешние эксперты.
- Прежде всего хочу напомнить, что у нас в стране еще в 2016 году разработана программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которую Правительство РФ утвердило распоряжением от 28.07.2017 №1632‑р, - отметила Юлия Смирнова. - Она направлена на реализацию Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017‑2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 №203. В числе целей и задач цифровой экономики, определенных на срок до 2024 года, есть пять базовых направлений: нормативное регулирование; кадры и образование; формирование исследовательских компетенций и технических заделов; информационная инфраструктура; информационная безопасность. Так вот, в программе прописано, что каждый год должно быть подготовлено 120000 выпускников вузов по направлениям подготовки, связанным с ИКТ, и 800000 выпускников вузов и ссузов, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне. Доля же населения, обладающего цифровыми навыками, к 2024 году должна составить 40 процентов. Это очень серьезная заявка, согласитесь. С другой стороны, иначе мы развиваться не можем, ведь, по словам министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина, цифровые компетенции есть более чем в 80 процентах профстандартов, и специалисты, которые с этим связаны, должны пройти через систему независимой оценки квалификации. Но тут важно понимать, что цифровые компетенции нужны не сами по себе, как дань моде, а как обязательное условие существования специалиста на рынке труда, ибо только так профессионал может выдержать конкурентную борьбу. На самом деле рынок уже готов к тому, чтобы принимать людей, подготовленных для работы в цифровой экономике. Теперь главное - насытить его специалистами достаточного уровня компетенции. Да, как уже было сказано, бухгалтеры будут сокращены, потому что их труд можно автоматизировать, но сами бухгалтеры, которые владеют ИКТ и способны работать с BigData, будут востребованы всегда и везде. И я бы хотела особо подчеркнуть, что в системе независимой оценки квалификации очень важным участником являются профсоюзы, которые стоят на страже интересов работника. Не зря у нас в каждый совет по профессиональным квалификациям входят представители профсоюзов. Поэтому когда совет по профессиональным квалификациям признает результаты экзамена, соблюдение прав и норм контролируется триумвиратом, в который входят работодатели, представители регуляторов и представители профсоюзов. Никакой фикции они допустить просто не могут.
…Участники форума выразили надежду, что в скором будущем, вполне возможно, профессиональные экзамены на подтверждение квалификации будут проходить тоже в «цифре», то есть по Интернету, дистанционно. Конечно, все равно надо будет создавать комиссию и организовывать тестирование с соблюдением всех необходимых правил и норм, чтобы исключить подмены и подтасовки результатов. Кроме того, цифровой экзамен будет связан только с теоретической частью, а на практике все равно потребуется показать умение сваривать металл, обрабатывать древесину, сверлить, шлифовать, штукатурить и так далее. Но главное - взят курс на максимальное облегчение и оптимизацию процесса оценки квалификации, чтобы человеку было удобно сдавать экзамен, а работодатель имел возможность удостовериться в уровне его мастерства. И новые технологии позволяют все это сделать вполне реальным.

фото автора