Роман ГОЛУБЕВ, министр образования Карелии:
- Этот учебный год ознаменован стартом национального проекта «Образование», который призван обеспечить вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и способствовать воспитанию гармонично развитой личности на основе традиций нашей страны. В 2019 году состоялись первые выпуски обучающихся образовательных организаций, освоивших новые ФГОС, основанные на индивидуализации обучения и принципиально меняющие подход ко всему образовательному процессу. Именно в этом году в рамках реализации нацпроектов принято решение о строительстве новых больших школ в Кеми и Петрозаводске. Надеюсь, что и содержание образования в них будет наполнено новыми смыслами. Если говорить о значении учебного года для меня лично, то это не только профессиональный рост, но и рост личностный, возможность проявить полученные знания и опыт, освоить новые компетенции.

Наталья ТИМОШИНА, начальник Управления образования г.о. Красногорск, Московская область:
- Если говорить о системе образования в целом, это запрос на высокое качество образования. То, какое внимание уделяется международным рейтинговым системам, изучению опыта разных стран, реализации государственных проектов в сфере образования, все это очень важно. Если говорить о Московской области, хочу отметить впечатляющие результаты работы в системе дополнительного образования детей. Для Красногорска это открытие технопарка «Кванториум» и единственного в России медико-психолого-педагогического центра «Созвездие», активная вовлеченность школ района в региональный проект «Наука в Подмосковье» и многое другое. Главное, чтобы изменения, события и успехи образовательной системы в целом обеспечивали высокие результаты каждого учащегося, профессиональный рост каждого педагога и прекрасные условия для образовательной деятельности в каждом классе. То, что у нас это получается все чаще, - самое важное.

Ольга ФИЛИМОНОВА, директор Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского - серебряного призера Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2018, Московская область:
- Этот год был очень насыщенным. Самым важным событием для меня и моего коллектива стало призовое место на Всероссийском конкурсе «Успешная школа». Благодаря участию в конкурсе мы увидели своих единомышленников и в течение всего учебного года получали от них не только новые идеи, но и профессиональную поддержку, и ощущение единства в желании сделать образование в стране эффективным, отвечающим запросам современности и вызовам будущего. Мы были на Всероссийской конференции «Все звезды в гости к нам» в Перми, моя команда принимала участие в интер¬активном семинаре «Отбор проектных предложений и инициатив», организованном в Подмосковье. Полученные идеи вдохновили нас на проведение летних семинаров для коллектива, на которых мы представляли опыт победителей конкурса «Учитель года России» разных лет и определяли для себя навыки XXI века, которым нам предстоит учить наших выпускников. Самый главный вывод, сформулированный в ходе этих семинаров: нам необходимы горизонтальные связи, расширение круга профессионального взаимодействия.

Светлана ДОЛЖЕНКОВА, директор Казанской специальной школы-интерната - лауреата Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016, Ростовская область:
- Уходящий учебный год стал для нашей школы-интерната особенным. Во-первых, в нашу начальную школу для детей с ЗПР пришло больше ребят, чем в предыдущие годы, поэтому появились два вторых класса вместо одного. Школа необходима, востребована, развивается. Во-вторых, в 2019 году исполнилось 20 лет самой маленькой коррекционной школе-интернату Ростовской области. Идею юбилейного «Полета длиной в 20 лет» коллектив реализовал на все 100%. В-третьих, для меня лично было очень ценно общение с увлеченными коллегами на двух крупных событиях: это осенняя выездная школа педагогов и директоров, организованная командой «Атлас Коммуникации», и форум «Директор школы-2019», который продолжил традиции Всероссийского конкурса «Директор школы». Также для нас очень значимыми событиями стали появление Стратегии развития образования детей с ОВЗ и недавнее заявление министра просвещения РФ Ольги Васильевой о законодательном закреплении невозможности сокращения специальных образовательных учреждений.

Наталья КОРЧИНСКАЯ, учитель географии школы №7 имени А.В.Мокроусова с углубленным изучением английского языка, Симферополь, Республика Крым:
- Для меня учебный год еще не закончился. В самом разгаре ГИА. Как член предметной комиссии полностью погружена в этот процесс. Вместе со всеми крымскими ребятами переживаем и надеемся на хорошие результаты. Этот год принес много нового. Знакомство с замечательными педагогами - участниками конкурса «Учитель года России». Впервые провели курсы для крымских участников конкурса, и это стало настоящим событием. Еще бы, курсы в «Артеке»! При участии абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015 Сергея Кочережко! Главными для системы образования в целом я считаю события, которые так или иначе касаются всех нас. Особенно важно принятие концепций преподавания учебных предметов. И, конечно же, обсуждение новых проектов школьных федеральных образовательных стандартов и новые модели КИМов ОГЭ.

Мария ТИМЧЕНКО, учитель информатики Агалатовского Центра образования, Ленинградская область:
- Прозвенели последние звонки в школе и первые звонки во взрослую жизнь для наших учеников. Провожая очередной учебный год, подводим итоги: радуемся успехам, строим перспективы, анализируем реалии. Ленинградская область с 20-22 мая принимала более 500 молодых педагогов с разных уголков страны. В Выборге работал форум под очень точным названием «Педагог. Профессия. Призвание. Искусство». У участников была возможность посетить предметные мастерские лучших учителей России, выступить с законодательными инициативами и задать вопросы чиновникам. Самая яркая встреча – это открытый диалог с министром просвещения РФ Ольгой Васильевой, которая напомнила нам о важности нашей профессии, задала новый вектор ее развития. Мы узнали, что в 2020 году учителей в сельской местности поддержат программой «Земский учитель». Я как участник аналогичной программы рада, что появится дополнительная возможность привлечь учителей в село. Не оставили без поддержки и систему учительского роста не только по вертикальной лестнице, но и по горизонтали. Планируется ввести должности «старший учитель», «ведущий учитель». Со стороны педагогов поступило основополагающее предложение – увеличить количество часов у студентов на практику в школе. Перспективные кадры необходимо растить с детства. А возможность вовремя оказать помощь, поддержать энергичных студентов своим примером позволит популяризировать нашу профессию среди молодежи. Также стало доброй традицией выступление, на мой взгляд, уникального проекта Ленинградской области, - хора молодых педагогов с премьерной песней «Я – учитель». Автор этой чудесной песни Наталия Рочева, очень точно передала смысл миссии учителя, поэтому положительная энергия наполнила каждого из нас, стоящего на сцене, и поставила большой восклицательный знак в конце учебного 2018-2019 года. Завершаю заметку финальными строчками нашей песни: «Учитель – будь сильным, пусть светит твоя заезда. Учитель – путь в жизни один и навсегда. Я – учитель».

Ирина М., учитель, Новгородская область:
- Год принес уменьшение учительских зарплат. Ежемесячные доплаты из бюджета школы по НСОТ сведены к такой смешной сумме, что и называть неловко. Это копейки. Нужно ехать в отпуск, а денег на хороший отдых не хватит. Очевидно, что доплаты по НСОТ терпят крах. Необходимо придумывать что-то новое.

Андрей К., учитель физической культуры, Воронежская область:
- Я два года проработал учителем физкультуры в сельской школе, думаю, на этом моя карьера школьного учителя закончилась. Я уже написал заявление об уходе. Школу свою ни в чем не виню, коллектив у нас хороший и директор - замечательная женщина. Дело в принципе в том, что происходит в наших школах, особенно в сельских. Я пришел сразу после вуза, хотел учить ребят быть сильными и здоровыми. Я сам курить бросил из-за спорта. Думал, смогу мальчишек поддержать своим примером, хотел что-то изменить. Но увидел полное равнодушие и со стороны учеников, и со стороны их родителей. Деревня вымирает, многие пьют. К нам приехало много семей переселенцев из ближнего зарубежья, они даже по-русски не говорят! И не хотят учить своих детей. Им надо, чтобы ребенок мог уметь деньги пересчитать, расписаться - и все! В школе постоянные конфликты из-за этого, дисциплины на уроках не добьешься. И одновременно требований к учителям все больше и больше. Уеду в город, найду какую-нибудь другую работу.