«У нас настолько прекрасные, желающие меняться школьники и ровно настолько же отвратительные учителя, которые загнаны в чудовищные рамки», - в частности, сказал он и добавил, что в школах единицы «звездных» учителей, а остальные педагоги - «серая масса закомплексованных неудачников, которые не в состоянии развиваться и ничему не могут научить наших детей».
Лихо, не правда ли?
С прекрасным по смыслу и по форме комментарием к разразившемуся скандалу выступил статс-секретарь, замминистра просвещения страны Павел Зенькович.
«Можно с уверенностью сказать, что такие достижения господина проректора, как занимаемая им должность в РАНХиГС и возможность принять участие в престижном международном форуме, стали возможны в том числе и благодаря учителям, наставникам, которые сопровождали его по жизни, - в частности, заявил Зенькович. - Полагаю лицемерием рассуждать о будущем образования без должного уважения к тем, кто каждый день по своему призванию приходит в школу и берет на себя ответственность за судьбы наших детей».
Все это мы, конечно, неоднократно проходили, а оттого, наверное, уже не то чтобы не сильно злимся, но даже и не удивляемся. Вечная как мир история о частичной или полной потере связи с реальностью на фоне головокружения от успехов. Так же как сытый голодного не разумеет, не всегда положение в обществе идет на благо тому, кто по тем или иным причинам оказался в верхах. То, что у одного пробудит чувства высокого порядка - сочувствие, желание помочь, протянуть руку, заставит другого утвердиться в мысли о собственном превосходстве.
«Если ты такой умный, то почему такой бедный?» - поговорка, приписываемая американцам, порой лучшая иллюстрация логики «удачников», нередко отрывающихся от земли.
Как-то раз я встретился с предпринимателем, создавшим, раскрутившим и затем успешно - за сотни миллионов долларов - продавшим крупную сеть гипермаркетов. Он сидел в безразмерном офисе одного из небоскребов комплекса «Москва-Сити», уверенный в себе и своих сверхспособностях. Но все же для реализации его следующего проекта ему требовалась помощь писателей, журналистов, психологов, педагогов. Он пытался написать книгу, которая, как в свое время священные писания различных конфессий, могла бы изменить мир. В коридорах и других помещениях офиса распологались стеллажи с пухлыми томиками, под богато украшенными переплетами которых были отдельные притчи, стихи, фразы. А затем десятки, сотни белоснежных в своей пустоте страниц, которые нужно было помочь заполнить, а за ними снова глубокомысленные притчи и фразы.
Молодой миллионер дотошно экспериментировал со словосочетаниями и целыми абзацами, пытаясь понять их воздействие, улучшить, усилить.
В основе его концепции лежала идея о том, что изначально дети рождаются разными - с разными же способностями, которые впоследствии повлияют и на их судьбу.
Педагог в возрасте долго слушал его, улыбаясь и еле слышно вздыхая. А потом вдруг не выдержал и сказал, что все не в последнюю очередь зависит от условий для развития, а не от каких-то врожденных качеств. Все слишком индивидуально.
Предприниматель, не выбирая выражений, стал едва ли не кричать, что этот педагог и ему подобные тратят на свою жизнь «три копейки», а он порядка десяти миллионов долларов в год.
- Я прихожу домой и не могу найти что-нибудь, что мне будет интересно, что купить или попробовать, - разоткровенничался он. - У меня все есть, абсолютно все, что вы можете и даже не можете себе вообразить.
Исходя из этого он вдруг сделал ошеломивший всех присутствовавших вывод:
- Значит, я знаю, как нужно жить, и мои идеи работают, а все ваши мысли всего лишь пустой звук.
Этого преподавателя я периодически встречаю, он продолжает работать и радоваться успехам своих учеников, порой выступает и по телевидению. А молодой миллионер? Недавно интересовался его судьбой - он так и не смог дописать свою книгу. И, думаю, не сможет никогда.

Арслан ХАСАВОВ,
и. о. главного редактора «Учительской газеты»