Сейчас в школах не только организовано профильное обучение, в рамках которого ребята углубленно изучают выбранные предметы, но и создаются классы предпрофессионального образования. Главный тезис: «Образование сегодня - это не только обучение за партой в школе». У Москвы имеются огромные образовательные ресурсы (обучающие мероприятия, детские технопарки, центры технологической поддержки образования, созданные при вузах, центры молодежного инновационного творчества, профессиональные стажировки). Это позволяет школьникам в том числе приобрести инженерные навыки, которые требуются при решении различных практических проблем, а также для реализации своих идей при выполнении проектных задач.
Еще одной возможностью для развития в школах инженерного (предпрофессионального) образования является создание профильных и авторизованных центров социальных партнеров. Работа таких центров позволяет ребятам не только приобретать непосредственно в стенах школы профессиональные компетенции той или иной направленности, но и получить профессиональный сертификат, который пригодится им в дальнейшей профессиональной деятельности. Школа при этом становится площадкой, которая предоставляет ресурсы и своим учащимся, и ученикам других образовательных учреждений Москвы.
Так, в нашей школе №1288 созданы два авторизованных центра (АЦ): Cisco и Autodesk, а также профильный центр городского проекта «Школа Новых Технологий» (ШНТ) по направлению 3D-моделирования.
Компания Cisco предоставляет школам, имеющим статус АЦ, программу обучения, включающую поурочное планирование, лабораторные и практические работы, а также материалы для проверки знаний. Ученики получают возможность окунуться в мир IT, глядя на него уже глазами будущих специалистов. Теоретический материал тесно связан с практическим, компьютер перестает быть «черным ящиком», а служит практическим инструментом для приобретения профессиональных компетенций. Разобрать, собрать, переустановить программное обеспечение - для школьников задача не самая сложная, но, будучи подкреплена теорией, она становится намного более понятной. Помимо изучения собственно компьютера учащиеся также получают возможность приобрести навыки, связанные с работой компьютерных сетей. Но и здесь теория идет в тесной связке с практикой. Создание собственной локальной сети - работа для высококвалифицированного специалиста; ребята же получают возможность ознакомиться с этим процессом, не выходя из школьного здания.
Наличие в школе авторизованного центра Autodesk позволяет использовать лицензионное программное обеспечение, которое на данный момент лидирует на рынке среди инженерных программ. Ушли те времена, когда инженер ассоциировался в нашем сознании с кульманом, карандашом и ластиком. Но создавать чертежи все же необходимо. Если будущий инженер получает возможность еще со школьной скамьи работать в профессиональных программах, вузы могут не тратить время на обучение работе в них, а ставить перед студентами конкретные практические задачи.
Работа центра Autodesk дополняется работой профильного центра ШНТ по направлению 3D-моделирования. Ежемесячно ребята из разных школ Москвы, участвуя в дизайнотонах (одно из направлений Московского технологического марафона), совершенствуют свои навыки в области моделирования и прототипирования 3D-объектов, овладевают приемами работы конструктора и инженера. Школа в этом случае становится площадкой для формирования предпрофессиональных инженерных компетенций. Это приносит результаты: ребята активно представляют свои проекты на различных конкурсах и состязаниях: в школе есть призеры регионального этапа Junior Skills (второе место в номинации «Лазерные технологии»), победители и призеры городского конкурса «Школа реальных дел», который проходит в рамках Школы Новых Технологий.
После прохождения обучения в авторизованных центрах учащиеся имеют возможность пройти сертификацию и получить сертификат международного образца. Наравне со специалистами со всего мира наши ученики сдают экзамены по работе в ведущих инженерных программах.
У сегодняшних школьников есть реальная возможность получить профессиональные навыки параллельно с получением среднего общего образования, и школа активно помогает им на этом пути.

Александр ГОЛОВИН, учитель информатики, куратор инженерных классов школы №1288;
Анна ЦВЕТКОВА, заместитель директора школы №1288, кандидат технических наук