Напротив школы №1384 имени А.А.Леманского, за бывшим кинотеатром «Ленинград», располагается парк Героев Первой мировой войны. Рассказывают, что юнкера и кадеты, погибшие во время ноябрьского восстания 1917 года в центре города, нашли свое последнее пристанище именно здесь. В двух шагах от Песчаной улицы расположено знаменитое Ходынское поле, получившее печальную известность в день коронации последнего российского императора Николая II.
Мы предложили детям задуматься над вопросами: почему парк возник на месте кладбища? Почему речка Таракановка заключена в подземные трубы? Почему планировка улиц и вид домов вокруг стали такими?
Ученик помимо ответов на вопросы вправе также предложить свой вариант планирования будущего облика родного района, который является частью большой Москвы. Именно так поступила ученица 3‑го «Б» класса Любава Б., разработав проект «Зеленый маршрут».
Системно-деятельностный подход для наших учеников стал каждодневной нормой. Так, в 3‑м «Б» классе проводился урок на тему «Транспорт». Во многом благодаря ему и появился на свет проект «Зеленый маршрут». Его задача на первый взгляд сугубо прагматичная: помочь жителям города и его гостям больше узнать о московских парках.
Итак, перед третьеклассниками были поставлены следующие задачи:
1. Узнать, что местные жители знают о скверах и парках города.
2. Исследовать маршрут троллейбуса №43, который проходит мимо школы.
На основании поставленных задач были составлены анкеты, по которым проводился опрос. Выяснилось, что 70% опрошенных пользуются троллейбусом №43, но лишь 13% из них знают, что маршрут проходит через несколько уникальных по своей истории и красоте парков столицы.
На основании данных своего исследования Любава Б. предложила создать тематический «зеленый маршрут» с информацией о парках и скверах, а также украсить стены троллейбусного салона рисунками детей, своих соучеников.
- Тогда скучная, унылая поездка в троллейбусе станет интересной и познавательной, - заявила девочка.
В письме, адресованном мэру Москвы С.С.Собянину, Любава пишет: «Я предложила ученикам нашей школы принять участие в создании «зеленого маршрута», чтобы донести до людей знания об истории и культуре нашей великой страны!» Ответ на письмо пришел быстро. Теперь остановка троллейбуса №43, та самая, что напротив школы №1384, называется «Парк Героев Первой мировой войны».
Работы, посвященные истории родного района, не редкость на ученических конкурсах и конференциях. Может быть, вскоре мы устроим обсуждение проекта прямо в том самом троллейбусе (или к тому времени по маршруту пустят электробус, ведь прогресс не стоит на месте), что идет от Песчаной площади мимо 11 парков и скверов. А заодно посмотрим рисунки школьников, которыми оформлен салон, почитаем выдержки из источников о Первой мировой, задумаемся о времени и о себе… И наверняка увидим новую цель, к которой следует двигаться…

Ирина ЕРЕМКО,
учитель химии школы №1384 имени А.А.Леманского;
Полина ШВАРЦ,
учитель начальных классов школы №1384 имени А.А.Леманского