Сегодня в системе московского образования роль классного руководителя значительно изменилась, его функции расширились и качественно трансформировались. Руководителю класса делегированы управленческие полномочия в части координации деятельности педагогов и специалистов школы по построению и реализации индивидуальной образовательной траектории и самоопределения школьника.
Правительство Москвы, Департамент образования и науки города, а также центральные государственные учреждения оказывают финансовую, организационную и методическую поддержку классному руководителю. Но реальное преобразование деятельности и его взаимосвязь с результатами школьников возможны лишь в том случае, если такая поддержка оказывается и на уровне самой образовательной организации.
Это преобразование в нашей школе мы начали с прохождения учителями, исполняющими функции классных руководителей, и административной командой обучения в МЦРКПО по программе «Классный руководитель - руководитель класса». Дальше необходимо было нормативно закрепить новые функции в локальных актах образовательной организации. За основу взяли проект положения о руководителе класса в московской школе, разработанный рабочей группой московских директоров при участии МЦРКПО и Ассоциации классных руководителей. Над составлением и адаптацией документа работала группа инициативных классных руководителей. Проект был представлен коллективу на обсуждение. Затем привели в соответствие и должностные инструкции.
Членство активных классных руководителей школы в Ассоциации классных руководителей г. Москвы позволит обобщать полученный опыт и развивать новые практики. Они принимают участие в мероприятиях ассоциации, затем приносят идеи в школу. Тем самым они создают «рассол», где и другие учителя (классные руководители) постепенно пропитываются идеей, что эффективный классный руководитель не тот, который провел больше всех экскурсий, а тот, кто обеспечил качественный рост результатов своих учеников за счет рационального использования всех имеющихся в его арсенале ресурсов.
Сегодня город открыл массу возможностей для столичных школьников, и не использовать эти возможности просто глупо. Этой весной группа наших восьмиклассников посещала занятия в детском технопарке «Абстракт» на улице Зорге, 9, в рамках уникального совместного образовательного проекта Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы и Департамента образования и науки столицы «Учебный день в технопарке». Участвуя в этом проекте, обучающиеся реализуют реальные проекты по запросу школы: современный спортивный зал, школьный музей, уникальная музыкальная студия. Для работы детям предоставлены современное оборудование и компьютерная техника. Ребята развивают свой потенциал и перенимают опыт лучших специалистов-практиков в области компьютерного моделирования. У них появилась возможность побывать архитектором, инженером, конструктором, технологом, разобраться с финансовыми вопросами, изучить юридические аспекты, научиться управлять архитектурным проектом в целом. Каждый сможет определить для себя важность этих составляющих и определиться с выбором профессии. Никаких скучных лекций, только интересные задания и практическая работа в группах. Впереди у ребят защита своих проектов и, самое интересное, участие в их реализации.
Одна из главных задач современной школы - подготовить учеников к реальной жизни и дать знания для поступления в высшие учебные заведения. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, «сегодня большинство московских школ дают приличное качественное образование. Выбрать будущую профессию московские старшеклас­сники могут различными способами. Есть такая система дней открытых дверей, когда наши школьники посещают ведущие предприятия города, чтобы ознакомиться с тем, как они работают. Есть «Университетские субботы». когда школьники могут прийти в вузы и познакомиться с преподавателями, студентами, посмотреть, что там вообще происходит, чему там учат».
Получить дополнительные профессиональные компетенции, «пощупать» профессию обучающиеся могут, приняв участие в проекте Департамента образования и науки «Профессиональное обучение без границ». В его рамках школьники имеют возможность пройти обучение на базе колледжа параллельно с учебой в школе и получить профессию одновременно с аттестатом. Наши ребята с 8‑го по 11‑й класс активно приняли в нем участие. Колледж архитектуры и строительства №7, с которым у нас заключен договор о сотрудничестве, в этом году готовит обучающихся по программам профессий «оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «фотограф», «садовник», «слесарь по ремонту автомобилей», «исполнитель художественно-оформительских работ», «художник росписи по ткани». Ребята с удовольствием посещают эти занятия.
И все вышеперечисленные возможности столицы сегодняшний школьник может использовать для проектирования своей карьеры только при активном участии и заинтересованности его клас­сного руководителя, способного подсказать, направить, а может, иногда и заставить оторваться от компьютера и с пользой провести время.
Следующий инструмент - наша точка роста. Оплата классного руководства в нашей школе складывается из двух составляющих: сумма за выполнение должностных обязанностей, умноженная на количество учеников в классе, плюс городская надбавка. Сейчас для нас очевидно, что стимулировать к переходу в руководители класса можно, только создав конкурентную среду.
Городская надбавка за классное руководство - это гарантированный кредит доверия мэра московскому классному руководителю. Сейчас мы работаем над разработкой стимулирующей части оплаты классного руководства за вклад в качество образования, за результаты, которых достигает класс под руководством классного руководителя. Эта часть должна назначаться по итогам года и выплачиваться на протяжении всего следующего года. Сложность в том, что критерии и показатели вклада классного руководителя должны быть измеряемыми и фиксируемыми. Договориться о них непросто. Тем не менее задача разработать их стоит перед коллективом, и в ближайшее время мы будем обсуждать на управляющем совете школы внесение изменений в положение о стимулирующих выплатах с учетом этих критериев.
Лидерство на всех уровнях понимается в первую очередь как способность взять на себя ответственность за результат.
- Задача системы не только в том, чтобы отобрать и выявить одаренных, но и в том, чтобы создать условия для поиска и проявления одаренности всеми ребятами, условия, при которых они смогут найти ту нишу, где их одаренность и потенциальное лидерство смогут проявиться с наибольшей пользой для них самих и для города в целом, - отмечает Исаак Иосифович Калина.
В каждой школе есть свои ключевые задачи и вопросы, требующие обязательного решения. Для нас актуальной стала тема домашних заданий. Ни для кого из вас не секрет, что она постоянно обсуждается на селекторных совещаниях, свою позицию по отношению к ней регулярно озвучивают руководитель Департамента образования и науки И.И.Калина и, конечно, родительская общественность.
Мы проанализировали, как вопрос с домашними заданиями обстоит в нашей школе, есть ли проблема перегрузки, можно ли оптимизировать домашнее задание в целях саморазвития учеников. Эту проблему было решено взять в качестве предмета для проявления педагогического лидерства по поиску ее решения. Классным руководителям была поставлена задача - освободить время ученика за счет оптимизации домашнего задания. Решением этой задачи должно было стать интегрирование домашнего задания с ресурсами города. И мы предприняли несколько шагов. Первое: сгенерировать такое домашнее задание, чтобы его могли оценить учителя, преподающие разные дисциплины, к примеру географию, историю и русский язык, обществознание, литературу и английский, физику, информатику и геометрию. Для успешной реализации этой идеи нужна слаженная работа всех классных руководителей и учителей-предметников. Проанализировав учебный план и определив «точки сборки», необходимо отразить изменения в рабочих программах и в плане воспитательной работы. Кроме того, провести ознакомительную работу с родителями, чтобы они понимали важность посещения мероприятий, запланированных для подготовки домашнего задания, тогда можно будет рассчитывать на их партнерскую помощь. Мы подобные вопросы решаем путем проведения родительских онлайн-собраний. Тема собрания сообщается родителям заранее, они направляют свои вопросы, а администрация школы после основной части отвечает на них. Записи всех трансляций размещены на официальном сайте школы. При успешной реализации поставленной задачи эта работа не только сэкономит временные ресурсы школьника, но и поддержит его мотивацию и будет способствовать усвоению предметных знаний.
Подобная система работы, как нам кажется, позволяет всем классным руководителям проявлять педагогическое лидерство при решении разных задач, а также формирует группу постоянных лидеров - руководителей класса, владеющих и транслирующих технологии лидерства как внутри школы, так и во внешней среде.
Наш опыт показал, что обеспечение перехода от классного руководителя к руководителю класса - ответственному лидеру педагогической команды на управленческом уровне предполагает решение ключевых задач: обеспечить в педагогическом коллективе единство понимания смыслов, принципов, целей и персональной ответственности за результат; обеспечить нормативно-организационные механизмы педагогического лидерства; разработать и реализовать систему мер, направленных на развитие управленческих и психолого-педагогических компетенций классных руководителей; создать конкурентную внутришкольную среду для классных руководителей.

Юлия ПЕРЕСИЛЬД, российская актриса театра и кино, заслуженная артистка Российской Федерации:
- В старшей школе классный руководитель - это тот человек, которого ты не боишься, которому ты доверяешь, с которым интересно. Мне очень повезло в школе, наша классный руководитель была элегантной женщиной в возрасте, но иногда она могла превратиться в хулиганку в хорошем смысле этого слова и вместе с нами пойти в поход, в кино, организовать школьную дискотеку, и благодаря этому у нас тогда сложились и до сих пор поддерживаются теплые отношения, мы до сих пор общаемся.

Михаил МАРФИН, российский телеведущий и сценарист, редактор Высшей лиги КВН:
- Роль классного руководителя велика. Мне повезло, в моей простой районной школе наш классный руководитель, которая была учителем русского языка и литературы, своим горением (любовью к предмету) смогла и нас зажечь, помню, как мы, 15‑летние подростки, на перемене спорили о творчестве Ф.Достоевского. Людмила Викторовна определила мое мировоззрение. Она много времени проводила с нами, беседовала, была внимательна к каждому, с каждым могла поговорить, найти подход. Мы много ездили в Ленинград и на картошку, но какие бы ситуации ни случались с нами, а мы могли выкинуть такое, что до сих пор вспоминать неловко, после каждого случая между нами все равно оставались добрые отношения, она могла без скандалов заставить нас задуматься над произошедшим. Поэтому у меня остались только самые хорошие воспоминания о нашей классной. После выпускного мы долго поддерживали с ней отношения и на 30‑летии окончания школы были счастливы встретиться.

Инесса БОХОНСКАЯ,
директор школы №1287