В межрайонном совете директоров №33 три школы - №1252, 1409 и 1575 - стали авторизованными школами международного бакалавриата (International Baccalaureate, IB), получив право на реализацию программы Middle Years Programme (MYP). К авторизации готовится еще одна школа - №1287.
Для учителей, которые хотят усовершенствовать свое педагогическое мастерство и ознакомиться с лучшими мировыми практиками, Московский городской педагогический университет предлагает новое направление магистратуры - «Международный бакалавриат: теория и технологии». Обучающиеся по этой модульной программе овладевают различными передовыми методиками международного образования, в числе которых дифференцированное обучение, использование новейших информационных технологий, элементов проективной педагогики, специализированных систем оценивания, ориентация на результат, личностные качества, коммуникабельность и развитие мышления. Среди учебных курсов - «Метапредметное образование и технологии его реализации», «Профессиональное развитие учителей в системе международного бакалавриата», «Преподавание учебных дисциплин на иностранном языке», «Обучение составлению учебных программ и учебного плана в системе международного бакалавриата». Участники проходят практику в школах, реализующих программы МБ, среди которых Европейская гимназия, школа №45 имени Мильграма, школа №1252 имени Сервантеса и другие.
Среди выпускников магистратуры - учитель испанского языка школы №1252 Виктория Шамкуть.
- Виктория Леонидовна, как созрело решение пройти обучение по программе международного бакалавриата?
- Я осознала, что мне нужно научиться специфическим приемам работы с современными детьми, с детьми поколения Z. Система международного бакалавриата ставит перед педагогами задачу научить школьников самим находить ответы на жизненно важные вопросы и быть готовыми нести ответственность за свои поступки. Здесь обобщен многолетний международный опыт использования индивидуального подхода в образовании, основой которого является активная деятельность учащихся. Два ключевых навыка, которые получают школьники в процессе обучения, - это критическое мышление и способность к самообразованию.
- А какие новые знания и навыки приобрели вы сами? Как изменились ваши взгляды на преподавание?
- Оказалось, что идеология общепринятого в передовых странах подхода к образованию не только не противоречит нашим сегодняшним педагогическим устремлениям, но во многом с ними совпадает. Так, на уроках появилось больше исследовательских заданий, мы с детьми стали больше времени уделять не фактам, а навыкам работы с тем или иным материалом. Такое понятие, как «дискуссионный вопрос», прочно вошло в обычную практику школьных занятий. Обучение по этой программе предполагает очень высокий уровень критического мышления, поэтому дети ценят то, что задавать вопросы, сомневаться, спорить с учителем, предъявлять свои аргументы здесь не запрещается, а, наоборот, является необходимым. При этом делается упор на дифференцированное обучение каждого учащегося.
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. В большинстве отечественных школ сохраняется система выставления отметок. В международном бакалавриате система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем. Здесь применяется критериальное оценивание, которое отражает достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.
Что же касается меня, то благодаря этой программе постепенно изменился мой взгляд на предмет: я вижу, что для детей его изучение является не целью, а средством для решения жизненно важных вопросов.
Также в международном бакалавриате огромное значение придается принципу академической честности. Это учит управлению временем, правильной расстановке приоритетов, организованности и эффективности, обеспечивает прочные знания и навыки, которые не могут быть получены при списывании. А также помогает установить этические нормы на всю жизнь.
- Что изменилось в школе с приходом международного бакалавриата?
- Все больше преобладают открытые пространства, залы для интерактивных занятий, классы-трансформеры, где учитель сам определяет, как именно сегодня будет проходить урок, вплоть до расстановки классной мебели. У учеников есть шкафчики с замками, где они могут оставлять свои вещи. В рекреациях можно проводить занятия, устраивать выставки, разные активности, доступные не только самим школьникам, но и их родителям, а также всем жителям района. Это уже не просто школа, а центр обучения.
В средней школе все предметы объединены в восемь предметных групп. С одной стороны, это кажется противо­естественным. Но с другой, например, без знания об историческом развитии страны, а также основ экономики и обществознания весьма затруднено понимание географии; без элементарных знаний по химии и физике довольно сложно воспринимается материал на уроках биологии. Знание традиций, культуры, истории страны изучаемого языка может пригодиться и на уроках литературы.
- Как вы используете полученные знания в работе?
- Под руководством преподавателей МГПУ я научилась планировать и создавать уроки, отвечающие запросам современных детей и мотивирующие их на дальнейшее изучение предмета. Привычные темы в учебнике стали поводом для рассуждений и исследования различных точек зрения.
Например, изучая с пятыми классами тему «Город», мы не только говорим о самом понятии города, его отличии от других видов селений, но и изучаем историю возникновения мировых цивилизаций, их вклад в формирование городской структуры. Таким образом мы проводим параллель с детским опытом изучения мировой истории и географии. Затем мы выходим на такое понятие, как «инфраструктура», и пытаемся оценить те условия, в которых живут москвичи и жители других городов. Замечу, что все это происходит на иностранном языке, но язык в данном случае лишь средство для выражения той или иной точки зрения. Осуществляется принцип метапредметности, обучение выходит за рамки одного урока. Кроме того, изучению темы помогают и другие проекты города Москвы: «Урок в музее», «Субботы московского школьника», «Музеи. Парки. Усадьбы»…
Если говорить о внеурочной деятельности, то примером такой работы может служить проведение пятыми классами праздника «День добра», имевшего четкую социальную направленность. Дети в течение целого учебного дня организовывали различные активности для учащихся школы, воспитанников дошкольных групп, учителей и родителей. Организацией мероприятия занимались исключительно учащиеся, начиная с информирования на этажах школы и заканчивая видеороликом об этом дне. Целью проекта стало привлечение внимания всего школьного сообщества к такому понятию, как «добро», к важности и необходимости сделать мир добрее.
- Каких результатов вы ожидаете от своей работы?
- Я вижу, что дети, как правило, проявляют больший интерес к урокам, так как обучение построено на личности ребенка, на его возможностях и даже на его амбициях. Исследование всегда пробуждает в школьниках любопытство, творческие задания, направленные на поиск информации и на выражение своей точки зрения, делают обучение более личностным, а следовательно, привязанным к реальной жизни. Основная цель, к которой должна стремиться школа, - дать человеку возможность самостоятельно создавать нечто новое, оригинальное и неповторимое.
- В программе международного бакалавриата отводится большая роль социализации школьников. Что вы об этом думаете?
- На последнем году обучения по этой программе все учащиеся 9‑го класса выполняют персональный социально ориентированный проект. Как правило, дети стремятся к сложным темам, требующим серьезных академических знаний. Учитель - помощник, который не стремится выполнить работу за ученика, но подсказывает ему пути, по которым можно двигаться. Меня вдохновляет перспектива выполнять роль супервайзера, получить уникальный опыт, помогая детям выстроить и защитить проекты.
Среди тем, выбранных учащимися девятых классов в 2018‑2019 учебном году, - «Создание видеоролика в защиту брошенных домашних животных «За что и почему нас предают. Мы не виноваты!», «Экологическая акция «Переработка пластмассы как залог чистого будущего», «Организация мероприятия в пользу детского хосписа», «Создание и продвижение канала на YouTube», «Как подготовиться к публичному выступлению», «Создание проспекта «Моя семья в Великой Отечественной войне», «Создание инструкции по сборке персонального компьютера», «Занятие «Рождество» в кружке «Испанский с малышами», «Проектирование подъездного кармана к школе №1252 имени Сервантеса».
- Произошли ли изменения в педагогическом коллективе школы в связи с внедрением программы?
- Внедрение программы международного бакалавриата невозможно без тесного сотрудничества всех членов школьного сообщества. Только командная работа поможет успешно освоить программу. На мой взгляд, коллектив школы стал более сплоченным. Меня привлекает также то, что учителя, работающие в этой системе, постоянно развиваются. Спорт, походы, общественная деятельность, волонтерство, участие в творческой жизни коллектива - это не только для школьников, но и для их наставников. И ресурсы города очень помогают нам, педагогам. Мы много учимся, поскольку очень важно, чтобы педагог был классным специалистом в своей области, знал значительно больше, чем предполагает школьная программа, постоянно проходил различные тренинги, работал над собой, чтобы быть уверенным в себе и заряжать своим энтузиазмом других. Жизнь меняется, когда меняемся мы!

Ирина АНУРОВА,
директор школы №1252 имени Сервантеса, кандидат педагогических наук