Одна из задач столичной системы образования - создание максимально благоприятных условий для самореализации таких детей. В нашем образовательном учреждении обучаются 300 школьников, имеющих различные нарушения здоровья: патологии опорно-двигательного аппарата, тяжелые нарушения речи, а также слабовидящие и слабослышащие дети.
Мы не понаслышке знаем, что такое инклюзия. Это не только доступная среда, а также специальные средства обучения и воспитания, это понятие гораздо шире, и начинается оно со слова «человек». Не только взрослые, но и другие учащиеся нашей школы делают все, чтобы помочь особенным ребятам почувствовать себя комфортно, жить насыщенной и интересной жизнью… Жизнью обычных людей.
Важный принцип инклюзивной школы заключается в том, что дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря на трудности и различия, существующие между ними. Этот постулат и лег в основу организации инклюзивного пространства для особенных детей. Ежедневно мы создаем универсальную атмосферу, где одинаково комфортно всем вместе и каждому в отдельности.
Добрая традиция любой школы - это общие праздники, когда все собираются вместе, как в большой семье. Это важно для всех участников образовательного процесса в школе №1454: здоровые дети видят, как тяжело может быть их сверстникам, а особенные ребята понимают, что у них много друзей, готовых помочь. В рамках таких общих встреч воспитываются сострадание и чуткость, создается ситуация успешности для каждого, ведь любой человек способен преодолевать трудности. Невероятно интересные мероприятия, конкурсы, праздники, фестивали дают каждому ребенку возможность почувствовать себя талантливым, а это так важно для особенных ребят, ведь они ни в чем не хотят уступать своим сверстникам!
Мы все гордимся успехами наших учеников. Да, особым детям сложно конкурировать с обычными, но тут нет ничего невозможного! Они участвуют не только в творческих мероприятиях, но и в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, успешно сдают нормы ГТО, проходят испытания государственной итоговой аттестации…
Однажды педагоги услышали, как дети между собой называют нашу школу доброй! На вопрос взрослых: «Почему вы ее так называете?» - ребята смело ответили: «Потому что добро - это то, что нельзя объяснить, но можно почувствовать всем без исключения!»
Этот разговор подтолкнул нас к созданию определенных правил, по которым мы все могли бы жить. Так, в тесном сотрудничестве детей и взрослых были выработаны 10 заповедей доброго содружества:
- будь сильным, стремись вперед;
- помни: только солнце светит для всех одинаково, а нам всем не обязательно быть одинаковыми;
- знай, что учиться жить нужно всем, и лучше учиться жить вместе;
- не забывай: каждый из нас уникален;
- подставь дружеское плечо сегодня;
- учти: мы разные, но мы равные;
- говори себе: «Мы пришли в этот мир, значит, мы здесь нужны»;
- знай, что ограничение - это закрытая на ключ дверь, все остальное - свобода;
- будь активным, не переставая быть уникальным;
- поддерживай стремление, радуйся победам, гордись успехами.
Слово «инклюзия» давно уже не пугает коллектив нашей школы. За долгие годы мы сумели построить дом, в котором уютно всем. Дом, где все помогают друг другу расти и развиваться, поддерживают, воспитывают смелых, добрых, искренних личностей, которые каждый год выходят в большую взрослую жизнь. Они не плачут, когда им больно, они не продумывают планов мести тем, кто их обидел. Они просто живут так, как им подсказывают их родители, как им советуем мы, как им хочется самим, и, конечно же, так, как их учат заповеди нашей доброй школы.

Ирина ШУБИНА,
учитель истории и обществознания школы №1454 «Тимирязевская»