Сегодня очень сложно соответствовать статусу руководителя школы или его заместителя. Как можно достигать целей, показывать достойные результаты, давать возможность учащимся не только выстраивать свои образовательные ориентиры, но и выбирать будущую профессию, если у тебя нет собственной траектории развития? Применять на практике теоретические знания и приобретать практические навыки, постоянно совершенствуя свою работу, можно только через систему постоянного образования и самообразования.
Сегодня город является площадкой для профессионального общения и роста, в том числе и для представителей сферы образования. За последние годы в Москве сложилась гибкая система методической помощи, дающая возможность каждому учителю, в том числе и руководителю образовательного учреждения, повысить свой уровень управленческой компетентности, устранить профессиональные дефициты. Вместе с тем у каждого из нас есть свои проблемные точки, над которыми еще предстоит поработать. И здесь на помощь могут прийти различные образовательные ресурсы: Школа большого города, Московская электронная школа, Юридическая клиника МГПУ, Ассоциация заместителей по управлению качеством образования, программа ДОНМ и МЦРКПО «Школы России - партнеры школ Москвы».
Личный навигатор профессионального развития - это прежде всего желание иметь все необходимые ресурсы для решения задач любой сложности, ведь эффективность твоей работы сегодня определяется показателями, которые легко измерить и определить. Чтобы стать компетентным руководителем, необходимо пройти определенные этапы профессионального роста. На каждом из них приходится решать свои задачи. Так, скажем, для начинающего руководителя или его заместителя наиболее актуален вопрос: «Что я на самом деле умею делать, каких компетенций мне не хватает, чтобы быть эффективным управленцем?» Для более опытного важно сравнить свои результаты с результатами коллег, найти скрытые ресурсы и точки роста. Опытный руководитель строит свою систему управления качеством образования, позволяющую не только прогнозировать и отслеживать результаты, но и меняться, опережая запросы социума, неизменно сохраняя высокое качество образования.
Нынешняя высокотехнологичная образовательная среда требует от руководителей оперировать, казалось бы, взаимоисключающими понятиями «массовое качественное образование», «творческая инициатива», «инициативная ответственность» и т. п. и не только организовывать изменения, но и самим меняться. Нужно постоянно держать руку на пульсе, чтобы чувствовать жизненный ритм школьных будней и понимать, когда следует реагировать на веяния времени, чтобы расти профессионально.
Благодаря развитию таких городских проектов, как «Медицинский класс в московской школе», «Инженерный класс в московской школе», «Математическая вертикаль», школы стали тесно взаимодействовать и сотрудничать с вузами и предприятиями. Становится актуальным понятие «эффективный учебный план», которое позволит максимально сосредоточить силы учащихся на изучении профильных предметов и междисциплинарных курсов.
Тренды, нацеленные на будущее, меняют подход к разработке образовательных программ. Для того чтобы современная школа смогла подготовить конкурентоспособного выпускника, необходимо развивать его компетенции в соответствии с требованиями рынка труда. Для этого управленческой команде необходимо проанализировать образовательные возможности территориально близко расположенных колледжей и вузов, а также максимально использовать ресурсы урочной и внеурочной деятельности, образовательный потенциал города.
Используя данные возможности, важно также правильно расставлять приоритеты. Ведь аттестация нашей компетентности проводится ежедневно и ежечасно всеми субъектами информационно-образовательного пространства школы и города. Родители современных школьников хорошо образованны, а сами учащиеся компетентны во многих областях. Современные школьники имеют возможность путешествовать вместе с родителями, получать информацию из разных источников. Кроме того, их мир увлечений настолько разнообразен, что учителю сегодня просто жизненно необходимо быть разносторонним профессионалом. И даже имея не одно высшее образование, понимаешь, что учиться и повышать уровень компетентности во многих сферах необходимо постоянно.
Мой личный практический опыт работы показал: чем более творчески и ответственно подходишь к решению профессиональных задач, тем больше требуется знаний в разных областях. Современная школа предполагает конвергентное образование во всех направлениях деятельности. Соответственно, чтобы быть эффективным управленцем, нужно уметь комплексно решать любые профессиональные задачи и постоянно учиться. Профессиональное общение на семинарах, круглых столах, форумах, мастер-классах, обмен практическим опытом с коллегами, обучение по программам «Менеджмент качества образования», «Менеджмент в управлении», «Образовательное право» - это далеко не весь перечень образовательных направлений, который мне пригодился в работе. И, пожалуй, самые главные учителя - это люди, с которыми ты спорил, с которыми вместе решал творческие задачи. Ведь современный управленец - это прежде всего коммуникабельный человек и профессионал, который постоянно работает над собой.
Вместе с тем и у каждой школы наряду с общими задачами есть свои корпоративные цели, для достижения которых руководителю порой необходимо быть и отличным организатором, и сценаристом, и психологом, и креативным директором. Вот такая педагогическая конвергенция, без которой современной школе не обойтись.
Управленческая компетентность в области педагогики заключается прежде всего в умении организовать образовательный процесс в своем учреждении так, чтобы он был максимально эффективен для каждого обучающегося. И здесь не обойтись без сетевого взаимодействия с колледжами и вузами. Бесценным также является опыт коллег из других школ, который помогает сравнить и сопоставить методические подходы, проанализировать скрытые ресурсы и возможности.
Индивидуальная профессиональная траектория педагога - это совершенствование посредством непрерывного образования и обмен опытом с коллегами-единомышленниками. Траектория профессионального развития каждого управленца - это стремление подняться над собой вчерашним, принимая вызовы завтрашнего дня. Ведь чем больше ты узнаешь, тем больше понимаешь, сколько еще всего необходимо узнать!

Наталья ИВАННИКОВА,
заместитель директора
школы №1288