Каждая московская семья неповторима. Переиначив слова Л.Н.Толстого, скажем так: все счастливые семьи все-таки не похожи друг на друга. Соответственно и потребности по выбору образовательного профиля у каждой московской семьи уникальны. Отсюда родилась необходимость открытия самых разнообразных направлений профильной подготовки школьников по месту их жительства, то есть в зоне пешей доступности. При этом очевидно, что на базе только одной образовательной организации удовлетворить с каждым годом возрастающие запросы со стороны местного сообщества практически невозможно.
В этом и заключалась центральная задача создания нашего межрайонного совета директоров №33. Нужно было разрешить возникшее противоречие: как переориентировать кластер традиционных языковых школ (школа №1251 имени генерала Шарля де Голля с углубленным изучением французского языка, школа №1252 имени Сервантеса с углубленным изучением испанского языка, школа №1287 с углубленным изучением английского языка и другие) на самый широкий диапазон профилей? Общими усилиями выход был найден. Основными принципами работы стали непрерывность лингвистического образования, его разно­уровневость, сетевое взаимодействие как с образовательными организациями внутри межрайонных советов директоров, так и с внешними учреждениями, результативность.
Какими же являются идеология и структура лингвистического образования как наиболее успешного и востребованного в родительской среде? Известно, что не только человека встречают по тому, как он говорит и общается, но и целые народы оценивают по тому, насколько они способны проявить себя в языках. Помните знаменитое высказывание о том, что человек столько раз человек, сколько языков он знает? Новые векторы и стимулы для изучения иностранных языков задает и современная геополитическая ситуация.
Во-первых, хорошее знание иностранных языков помогает по-настоящему увидеть силу и величие русского языка. Для нас является бесспорным утверждение: кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем.
Во-вторых, мы осваиваем иностранные языки не для того, чтобы служить чужим государствам, а для того, чтобы нести миру знания о нашей стране, ее истории, культуре, традициях и обычаях, чтобы беспрепятственно покорять социокультурное пространство Москвы, России, Европы, чтобы в конце концов подготовить духовную почву для нашего будущего научно-технического прорыва. Убедить ребят в необходимости именно такого понимания роли и значения иностранных языков в жизни человека, с нашей точки зрения, является чрезвычайно важным.
В-третьих, все предметы естественным образом нанизываются на прочное языковое образование, на речевое развитие школьников. Исключительно этим объясняется тот факт, что именно с классами, имеющими хорошую языковую подготовку, нам удалось легко включиться в общегородской проект «Математическая вертикаль». То же самое можно сказать о невероятных способностях «языковых» детей к интенсивному обучению, что отразилось на результатах участия образовательных организаций в другом общегородском проекте - «Эффективная начальная школа». Все это полностью разбивает миф о том, что если ребенок учится по лингвистическому профилю, то он силен только в изучении языков.
В-четвертых, язык - это в современном мире с его мощными интеграционными процессами вход в любую профессию, ключ и путь к ней. Опыт ряда столичных школ, в частности тех, которые относятся к межрайонному совету директоров №33, без труда доказывает это. Действительно, практически к любой профессиональной области сегодня прикладывается язык. Не случайно серьезное лингвистическое образование позволяет на том или ином этапе открывать кадетские, технологические (физико-математические), естественно-научные (химико-биологические), академические (социально-экономические), спортивные и др. классы.
Система непрерывной языковой подготовки охватывает все уровни получения образования. На уровне дошкольного образования предлагается общее знакомство воспитанников с языками. Педагоги основной школы в рамках кружковой работы проводят для ребят занятия в игровой форме по выбранному родителями языку.
На уровне получения начального образования родители имеют возможность выбора иностранного языка и программы базового (2 часа в неделю), расширенного (3 часа в неделю) или углубленного изучения (3 часа в неделю).
На уровне основного общего образования для обучающихся 5‑6‑х классов вводится второй иностранный язык по желанию обучающихся и родителей. С 7‑го класса обучающиеся имеют возможность начать изучение третьего иностранного языка. Для обучающихся 8‑го класса, достигших уровня А2 в соответствии с общеевропейскими образовательными стандартами, предлагается изучение общеобразовательных предметов на иностранном языке.
Так, в школе №1251 начиная с 8‑го класса французский язык для обучающихся билингвального отделения становится не целью обучения, а средством познания мира, языком профессионального общения. Для осуществления предпрофильной, а затем профильной подготовки в рамках билингвального (франко-русского) отделения в 8‑11‑х классах на французском языке изучаются следующие курсы по выбору обучающихся: «Анализ иконографического документа», «Некоторые аспекты всемирной истории», «МХК», «Некоторые аспекты гео­графии», «Россия - Франция. Социология, экономика, политика», «Искусство чтения на французском языке», «Математика на французском языке», «Страноведение и лингвистика». Учителя, преподающие данные дисциплины, работают в тесном контакте с другими преподавателями, для того чтобы практически реализовывать горизонтальные межпредметные связи.
В 10‑11‑х классах к работе на билингвальном отделении присоединяются носители языка. По окончании билингвального отделения обучающиеся 11‑го класса защищают дипломные работы перед международным жюри в посольстве Франции в РФ. В 2017‑2018 учебном году 21 обучающийся успешно защитил дипломы. Необходимо отметить, что к преподаванию на билингвальном отделении допускаются только сертифицированные специалисты, сдавшие международные экзамены на право преподавания в системе билингвального образования. В мире насчитывается 96 школ, в которых есть полноценные билингвальные отделения, 22 из них - в России, 5 - в Москве, и одна из этих школ - школа №1251.
Подчеркнем, что богатство языков изучения в школах исходит из разнообразия запросов населения района. В ситуации, когда каждый житель для своего ребенка выбирает тот язык изучения, который ему по душе, более близок и роднее, образовательные результаты не заставляют себя долго ждать. При этом московская семья в последнее время хочет дать, с одной стороны, глубокое языковое образование, а с другой (как бы весомым плюсом) - широкое и разностороннее образование.
Решение задачи диверсификации (внутреннего расширения) областей подготовки кадров для нашей страны на основе лингвистического образования во многом зависит от эффективной организации межсетевого взаимодействия школ. Если мы хотим, чтобы выпускники наших школ становились будущими известными деятелями науки, искусства, видными представителями оборонной отрасли, крупными экономистами, то школе как воздух необходимо партнерство с профильными вузами. Таким образом, мы говорим о преемственности разных уровней образования и в целом о конвергентном подходе к подготовке будущих специалистов.
На современном этапе «языковые» дети и их родители в буквальном смысле требуют от московской школы тесных контактов с вузовскими преподавателями. Поэтому каждый год добавляются новые и весьма перспективные связи. Например, школа №1251 имеет договоры о сотрудничестве с МГУ имени М.В.Ломоносова (программа обучения в технологических классах реализуется по организационному принципу «4+1», то есть 4 дня в школе, а 1 день в университете), с Финансовым университетом при Правительстве РФ (по линии социально-экономического класса), с Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И.Пирогова (по линии естественно-научного класса) и пр.
Известно, район Сокол - район, в котором исторически проживает много людей военных. Отсюда потребность со стороны родителей в получении кадетского образования их детьми. Однако кадетское образование, развиваемое, в частности, на базе школы №1251, связано не просто с идеей служения Родине (по содержанию), полным учебным днем (по форме), экзаменом по военной подготовке (по системе контроля). Благодаря тесным контактам школы с Дипломатической академией МИД России в кадетских классах в соответствии с желаниями родителей изучаются основы дипломатии и, конечно, европейские языки. Особой гордостью наших кадетских классов можно считать такие формы работы, как деятельность Школы юного дипломата при Дипломатической академии МИД России, проведение «Университетских суббот» в Дипломатической академии МИД России, организация дипломатических смен в «Артеке».
Как результат по профилю лингвистической подготовки школы, образующие межрайонный совет директоров №33, являются одними из лидеров олимпиадного движения. Достаточно сказать, что в 2019 году школа №1251 подготовила 5 победителей Всероссийской олимпиады школьников, 4 из которых - по французскому языку, на региональном этапе школа имеет 15 победных и призовых мест. Таких же успехов удалось добиться и на Московской олимпиаде школьников: 55 побед, из них 32 - по французскому языку, 12 - по филологии.
Но самое главное - другое. За внешними победами стоит идея, которая объединяет многие педагогические коллективы образовательных организаций, - идея языка как ресурса личностного и профессионального роста московского школьника. Наш опыт подсказывает: язык и в самом деле открывает безграничные возможности перед человеком. С языком наш выпускник более успешен и, значит, счастлив. А что может быть для системы образования дороже счастливой московской семьи?!

Татьяна КРАВЕЦ, директор школы №1251 имени генерала Шарля де Голля