- Михаил Юрьевич, современная культура в значительной степени завязана на культе успеха - достижении высоких результатов в выбранной сфере. Это не в последнюю очередь касается и детей, подростков, ведь в этом возрасте закладывается фундамент будущих побед. Вот возглавляете ГИБДД России, но начинали свою службу в органах внутренних дел в должности гос­автоинспектора в далеком от Москвы городе Ачинске. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек для достижения подобных профессиональных результатов? Каких принципов придерживаться?
- В первую очередь, безусловно, получить образование. Потом продолжать самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Честность и порядочность также одни из главных факторов для достижения успеха. Ну и, само собой, четко и правильно исполнять свои обязанности.
- Сегодня ГИБДД активно привлекает к работе с правонарушителями активных граждан. Например, существует мобильное приложение «Помощник Москвы», в котором каждый желающий может сообщить о том или ином правонарушении. Насколько успешен этот проект и планируется ли расширение его географии?
- Да, он очень успешен. На сегодняшний день можно говорить о более чем 200 тысячах нарушений, которые были выявлены непосредственно с помощью «Помощника Москвы». Законопроект, касающийся аналогичного проекта «Народный инспектор» с более широкой географией, находится на рассмотрении в Государственной Думе. Рассчитываю, что он в ближайшее время будет принят и наши граждане по всей стране с помощью мобильных гаджетов смогут также фиксировать подобные нарушения и передавать их через портал госуслуг. Это впоследствии позволит привлечь правонарушителей к административной ответственности.
- Скажите, а в целом работа с правонарушениями и организацией дорожного движения в стране как-то отличается от, скажем, столицы? Россия располагается на огромной территории, и удается ли находить баланс, чтобы везде эта деятельность велась более или менее одинаково?
- Конечно, в первую очередь нужно говорить об организации дорожного движения, а не о количестве административных правонарушений. Если дорожное движение организовано правильно, то это в значительной степени сдерживает и нарушения. Москва среди передовых регионов, которые наиболее успешно работают в этом направлении и имеют наименьший удельный вес в соотношении погибших в ДТП с общим числом погибших. Если же брать по массиву административных правонарушений, то в столице это в основном автоматическая фото- и видеофиксация - более 90%. Там, где она установлена, есть позитивные сдвиги по аварийности и даже по снижению количества административных правонарушений на этих участках. Разница лишь в том, что в Москве стоит больше камер, но с каждым годом этот разрыв показателей снижается.
- Искусственный интеллект и технологии проникают во все сферы жизни. Еще совсем недавно представить себе работающую в автоматическом режиме фото- и видеофиксацию правонарушений было невозможно. А если заглянуть за горизонт, планируется ли какое-то усовершенствование этих систем? К примеру, чтобы они не только распознавали госномер автомобиля нарушителя, но и устанавливали его личность?
- Все, что мы имеем сегодня, законодательно закреплено в рамках действующего КоАПа. Что касается будущего, то, наверное, можно будет предусмотреть введение какого-то дополнительного продукта для управления транспортным средством, например электронного водительского удостоверения.
- А что вы думаете об идее беспилотных автомобилей? Есть соответствующие примеры за границей, кроме того, в «Сколково» проводится такой эксперимент и одной из компаний такси. По вашему мнению, все это скорее из области очень далекой научной фантастики или все-таки ведется какая-то работа по организации движения такого транспорта?
- Конечно, такие системы будут применяться у нас, но это вопрос очень отдаленной перспективы. Говорить о том, чтобы на дорогах страны появились беспилотные автомобили, рано, так как неизвестно, когда это может быть реализовано. Самолеты все еще летают с живыми пилотами, хотя уже более 30 лет используется система автопилота. Это могут быть не непосредственно водители, а, допустим, операторы, но человек все равно нужен.
- Многие подростки мечтают об управлении автомобилем, но им приходится дожидаться совершеннолетия. В некоторых штатах США, к примеру, водительские удостоверения выдаются с 14 лет. Как, на ваш взгляд, правильно ли в нашей стране установлен возраст для допуска за руль или же его можно передвинуть в ту или иную сторону?
- Убежден, что минимальный возраст понижать нельзя, потому что при таком интенсивном движении сажать за руль еще более молодых водителей более чем ответственно. У нас ведь есть возможность управления с 16 лет легкими мотоциклами с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров. В таком формате это логично, но понижать возраст для управления автомобилем, на мой взгляд, опасно.
- Родители школьников часто беспокоятся за их безопасность, связанную с походами в школу, в секции дополнительного образования и так далее. Изменилось ли что-то в части обучения детей правилам дорожного движения или все по классике - переходить на зеленый сигнал светофора и смотреть по сторонам?
- Правила дорожного движения если и меняются, то в небольшой части. Что касается подхода к обучению этим правилам, то, конечно, хотелось бы, чтобы и Министерство просвещения РФ, и региональные ведомства, и сами школы уделяли этому больше внимания. Нужно сделать так, чтобы школьники чувствовали себя более защищенно в части получения ими соответствующих знаний. Мы, к слову, разработали пособие для учащихся с 1‑го по 11‑й класс, педагоги могут им активно пользоваться. Но, конечно, мы рассчитываем, что определенная работа в этой области будет проведена нашими коллегами в рамках реализации стратегических национальных проектов.
- В интервью нашей газете президент группы компаний «Просвещение» и председатель управляющего совета школы №1409 Владимир Ильич Узун говорил о том, что он получает колоссальное удовольствие, заходя в школу и погружаясь в ее жизнь со всеми возникающими у нее проблемами и радостями. А что эта деятельность значит для вас?
- Мои ощущения в этом смысле схожи с теми, о которых говорил уважаемый коллега. В рамках своих полномочий в управляющем совете мы решаем разные вопросы, связанные с жизнедеятельностью школы. Это не только экспертная оценка тех или иных нюансов, но и деятельное участие в решении возникающих сложностей, открытие новых возможностей для всех участников образовательного процесса в конкретной школе.
- Михаил Юрьевич, если позволите, в финале личный вопрос. Вы являетесь мастером спорта по гиревому спорту и кандидатом в мастера спорта по дзюдо. Удается ли при текущем графике работы уделять время спорту?
- Увы, профессиональному спорту уже нет, но физкультуре - конечно.