Новому поколению - новое образование
Сегодня одна из ключевых задач образования - это активное привлечение молодежи в сферу науки и высоких технологий. Это связано с тем, что изменились требования общества к знаниям, навыкам, компетенциям, с которыми выпускники выходят из школы. Изменились и сами ученики. В современные школы и вузы пришло так называемое цифровое поколение, или поколение Z. Это те, кто вырос уже в эпоху компьютеров и смартфонов. Особенности их мировосприятия и системы ценностей требуют серьезных изменений в области образования. Обучение в академических и научно-технологических классах призвано ответить на запросы как общества и государства, так и самих учащихся, которые еще в школе получают возможность проявить свои таланты и начать выстраивать успешную жизненную карьеру.

Большая наука начинается в школе
Если ты хочешь во взрослой жизни применять научные открытия и достижения высоких технологий, тебе уже сегодня необходимо начать приобретать знания и соответствующие компетенции на школьных уроках. Сегодняшние школьники не только учатся, но и обучают друг друга. Например, урок математики в 6‑м классе нашей школы по теме «Делимость» был проведен по материалам исследовательской работы, выполненной ученицей этого класса.
Еще пример. Большинство людей никогда не слышали об изгибаемых многогранниках. Шестиклассница дала мастер-класс по этой теме: рассказала о том, как моделировала изгибаемые многогранники, как происходит изменение их объема и формы, как их исследуют ученые. Затем дети по предложенным заготовкам сами выполнили модели многогранника Штеффена.
В классах академического профиля ребятам предоставлена возможность изучать нетрадиционный учебный материал, демонстрирующий передовые рубежи науки. В рамках уроков физики в старшей школе изучается модуль «Нанотехнологии». Для пропедевтики в 5‑6‑х классах учителями разработаны поддерживающие модули программы в составе естественно-научных дисциплин с элементами нанотехнологий.
Являясь федеральной инновационной площадкой Школьной лиги РОСНАНО, школа ежегодно участвует в Неделе высоких технологий и технопредпринимательства. Учителя рассказывают, что такое высокие технологии, чем они отличаются от «низких», знакомят с такими современными понятиями, как искусственный интеллект, информационная безопасность, помогают отрабатывать полученные знания и навыки в компьютерных играх. «Урок «цифры» - замечательная возможность для каждого вне зависимости от уровня знаний стать частью цифрового мира. Ученики с большим интересом выполняют задания по машинному обучению и созданию искусственного интеллекта.

В связке с учеными
Заключение договоров с вузами и академическими учреждениями дает неисчерпаемый ресурс для понимания школьниками специфики научной деятельности, становления их как будущих исследователей. Значение возможности прикоснуться к серьезной науке, духу научных открытий невозможно переоценить. Так, визит школьников в Учебно-научный центр Института биоорганической химии имени М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова начался с экскурсии в научную библиотеку. Далее последовали лекции об основных достижениях в области биохимии и биотехнологий, об истории открытия первых антимикробных соединений, механизмах их действия, причинах появления устойчивости к антибиотикам у бактерий и др. Учащиеся с удовольствием посещают открытые уроки и лекции, получая новые знания в области профильных предметов, ощущая свою сопричастность неизведанному.
По субботам проводится цикл практических занятий для учащихся академических классов на базе химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Начинается все с практической работы, затем группа отправляется на лекцию, где узнает о теоретических основах изучаемых явлений и перспективах их использования в практической жизни. Школьники с удовольствием проводят исследования и эксперименты под руководством сотрудников ведущего вуза страны, знакомятся с удивительными современными материалами, используемыми в различных областях народного хозяйства.
Старшеклассники в рамках реализации программы академического класса посещают занятия в Институте стали и сплавов, где расширяют и углубляют свои знания. Современные аудитории, инновационное оборудование, увлеченные научно-исследовательской деятельностью студенты и преподаватели вдохновляют школьников на глубокое изучение физико-математических наук.

Городские проекты
Город и школа - это единое пространство, в котором каждый ребенок может получить доступное дополнительное образование. Это погружение в науку в уникальной лаборатории ландшафтного парка «Зарядье», «Научная елка» в Российской академии наук, экскурсии в музеи и заповедные места, участие в научных квестах и многое другое.

Юные исследователи
Выполнение исследовательских проектов не только позволяет получать необходимые в будущем навыки, но и обеспечивает успешность освоения учебной программы, возможность демонстрировать результаты своих работ и одерживать победы на конкурсах и конференциях научной направленности.
На традиционный ежегодный школьный фестиваль науки «Открытие»-2018 учащиеся с 1‑го по 10‑й класс представили около 300 работ в самых разных областях: физика, химия, информатика, математика, робототехника, конструирование, лингвистика, экономика, история, искусство. Из школьных стен лучшие работы выходят на большие конкурсы и конференции.
В портфолио школьников - победы на отчетной научно-практической конференции «Биотехнолог - профессия будущего», II научно-практической конференции-конкурсе «Школьная идея»-2018 (благодаря этому юные ученые получили возможность представлять Россию на международной выставке MILSET Expo-Sciences International в Абу-Даби), конкурсах «Юный эрудит» и «Гениальные мысли» в рамках олимпиады «Нанотехнологии - прорыв в будущее!». На открытую городскую научно-практическую конференцию «Наука для жизни» от школы выдвинут и прошел согласование 21 проект. Все проекты представляют собой различные области знаний: экологию, астрономию, космические технологии, энергетику, информационные технологии, кибернетику, органическую химию, математику, механику и многое другое.
Научная этика
Задача, которую мы не упускаем из виду, - забота о формировании личностных качеств школьника как будущего ученого. Профессиональная научная этика неразрывно связана с моральными устоями общества. Исследователь должен уметь отстаивать истину, а также делать и использовать научные открытия во благо, а не во зло людям.

Ответ на вызовы времени
Учебная деятельность на уроках, внеурочные занятия, дополнительное образование с максимальным использованием уникальных возможностей столицы приближают детей к осознанному выбору в такой непростой области человеческой деятельности, как наука. Обеспечивая школьникам условия для развития научных талантов, мы помогаем им самоопределиться, взрастить в себе творческий подход ко всем жизненным сферам и в конечном счете достойно отвечать на самые непростые вызовы времени.

Ирина БОБРОВА,
директор школы №1575