В команды входят ученики 5‑6‑х классов. Начальники станций - восьмиклассники. Формат мероприятия - общешкольное. Форма проведения - квест. Место проведения - школьный двор и два класса.
Ребятам выдаются маршрутные листы, которые заполняются по мере прохождения станций. Но сначала они должны придумать название своей команды и обосновать его, заполнить «шапку» маршрутного листа, подписать бейджики…
На станции «Театральная» потребуется сыграть небольшой диалог из пьесы, опубликованной в 1931 году в журнале «Маленькие ударники». На «Футбольной» - ответить на несколько вопросов из старой потрепанной книжки «Все о футболе» и выполнить нехитрое упражнение с мячом, а заодно ознакомиться с экипировкой футбольной команды школы №211 образца 1938 года.
На станции «Девочкины игры» участников ждет встреча с «резиночкой» - это «снаряд», совершенно забытый девчонками XXI века. А после отработки нехитрых упражнений - и «классики». Кстати, оказалось, что мальчишкам эта игра удается лучше.
В секции «Военные моряки» ребята услышат рассказ о работе школьного военно-морского яхтклуба, в котором занимались довоенные мальчишки по воскресеньям и во время каникул. Затем игроки попадут в «Аэроклуб», где ознакомятся с биографиями выдающихся советских летчиков, в первую очередь тех, кто жил неподалеку от нашей школы, - Марины Расковой, Екатерины Будановой и Лидии Литвяк, и, конечно, с историей эскадрильи «Монгольский арат», музей которой находится в нашей школе. Здесь они узнают об основных фигурах высшего пилотажа и попытаются изобразить воздушный бой.
Дальше участников ждут «Настольные игры 1930‑х годов». В игре, сведения о которой удалось найти, 100 вопросов. Правда, составлялись они нашими старшеклассниками, потому что подлинные будут непонятны современным детям, многое изменилось за это время…
Конечная станция - «Письмо с фронта». Задача игроков - написать письмо родным от имени своего прадеда на пожелтевшей от времени бумаге карандашом или пером, да так, чтобы военная цензура разрешила его отправить. А еще свернуть его по инструкции настоящим треугольником. Здесь оценивается все - и знание биографии прадеда, и фантазия, и стиль… Как правило, трудностей по складыванию письма в треугольник не возникает.
По завершении игры начинается подсчет голосов. Когда победители объявлены, им вручаются специально напечатанные грамоты.
Теперь дети способны лучше понять ту атмосферу, в которой росли их прадеды, те, кто в годы войны победил фашизм. Кроме того, они узнали много нового, получили заряд энергии от пребывания на свежем воздухе. И не исключено, что с этого начнется увлечение школьников историей.
После общешкольного мероприятия «Большая историческая игра» была проведена в детском городском лагере, где она увлекла и отдыхающих ребят, и их родителей. Это привело к тому, что нашим школьным музеем заинтересовались жители района, они принесли нам в дар новые экспонаты - бережно хранившиеся десятилетиями письма фронтовиков, их рисунки, фотографии. Благодаря этому еще более интересным стало содержание экскурсий и музейных уроков. К подготовке школьных мероприятий стали подключаться родители, бабушки и дедушки наших учеников. Сегодня они частые гости в музее. Таким образом, начала возрождаться историческая память целого района. Больше фотографий, а значит, и рассказов о судьбах родных, защищавших страну в годы Великой Отечественной войны.

Елена ГЕРАСКИНА,
учитель истории школы №1164