От предыдущих сборов пятый «ШМель Петрович» взял все самое хорошее и одновременно благодаря своим организаторам - Воронежскому обкому Профсоюза работников народного образования и науки РФ и руководителю проекта, его главному методисту, учителю русского языка и литературы, члену жюри Всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Педагогический дебют» Наталье Тихоновой - обогатил содержание новыми формами работы. Напомним, что оригинальное название «Школы молодого педагога» родилось во время первого сбора в 2015 году: сокращенное и скучное «ШМП» сами участники превратили в неунывающего и трудолюбивого «ШМеля Петровича», который, не старея от времени, а только молодея от общения с творческими, задорными педагогами, стал именоваться просто «Шмелем».

Немного истории
В юбилей принято подводить итоги, поэтому скажем два слова о том, как все начиналось. В 2015‑м учениками первой «Школы молодого педагога» стали 85 молодых учителей из школ Воронежской области. В 2016 году у сбора появилось не только свое имя, но и своя символика. Как пеликан, распростерший крылья над гнездом со своими птенцами, считается символом Всероссийского конкурса «Учитель года», так и у воронежских молодых педагогов появился свой метафоричный герой - черно-желтый полосатый шмель по имени «ШМель Петрович». Число «шмелят»-участников увеличилось до 95, были среди них и гости из другого региона: в Воронеж приезжала делегация из соседней Липецкой области. Сбор 2017 года шагнул дальше и стал межрегиональным: воронежцы принимали 150 молодых педагогов из одиннадцати регионов России - из Астрахани, Белгорода, Екатеринбурга, Иваново, Курска, Липецка, Калмыкии, а также из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Профсоюзные организации этих регионов за свои средства направили молодых учителей, чтобы те смогли пообщаться с воронежскими коллегами, в том числе педагогами-наставниками, победителями и призерами областного этапа конкурса «Учитель года России». Именно такие люди - интересные, творческие педагоги, профессионалы самого высокого класса - ведут занятия на «Шмеле». В 2018‑м, на четвертый сбор, они приехали отдельной командой наставников и не только работали как кураторы в отрядах молодых участников сбора, но и сами «показывали класс», выступая на вечерних мероприятиях наравне со «шмелятами».
Каждый год, и это уже стало традицией сбора, на нем появляется что-то новое или что-то меняется. Например, испытав себя на межрегиональном уровне, организаторы снова решили уделить больше внимания своим воронежским педагогам. Поэтому на четвертый «Шмель» пригласили 150 молодых учителей из школ Воронежской области и всего только одну небольшую делегацию коллег из соседней Липецкой. В нынешнем году - на пятом «Шмеле» - были только воронежцы. Но главной отличительной чертой юбилейной «Школы молодого педагога» стало даже не то, откуда приехали участники, а то, кто на этот раз проводил учебные занятия и мастер-классы. Но обо всем по порядку.
Уникальность «Шмелю» придает его особая атмосфера, которая сохраняется уже на протяжении пяти лет: абсолютная занятость в течение дня, доброжелательное отношение друг к другу, творчество и полное погружение в профессию. Рабочий день «шмелей» начинается в 7.45 и заканчивается в 23.00, но это если не затянутся так называемые свечки - подведение итогов дня, когда каждая команда из 25 человек рассаживается на своем отрядном месте, гасит свет, зажигает свечу или маленький фонарик и подводит итоги дня. Сдружиться, обменяться опытом и просто пообщаться молодым учителям очень помогают творческие вечерние дела - обязательная часть сбора, которую «шмелята» каждый вечер готовят и проводят сами при помощи наставников и кураторов команд.

Химия и алхимия
Рассказывает руководитель проекта Наталья Сергеевна Тихонова:
- Это наша пятая, юбилейная, «Школа молодого педагога». Традиционно она, как и предыдущие, тематическая. У нас были сборы, посвященные Году кино, сказке и волшебной цифре «три». В этот раз у нас Год таблицы Менделеева и Год театра. Как известно, ООН провозгласила 2019 год Международным годом Периодической таблицы химических элементов, а в России этот год дополнительно объявлен Годом театра. Поэтому у нас все связано с этими знаменательными датами и посвящено театру и химии, точнее, химическим элементам. Но не в значении «изобрести элемент», а мы решили все подчинить поиску «философского камня» и алхимии. Эти образы помогают нам раскрыть основную тему, посвященную 150‑летию таблицы Дмитрия Ивановича Менделеева, творчески, необычно, интересно и с использованием театральных элементов. Также с темой театра есть свои пересечения в нашем учебном блоке, например, мастер-класс лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года»-2012, учителя школы №75 Евгения Древаля называется «Еще не Гамлет, но уже не Монблан». Еще есть специальный раздел в нашей газете сбора, а мы ее делаем каждый год, который называется «Маски». И еще один мастер-класс будет посвящен тому, сколько масок и сколько ролей приходится сменить учителю. А все остальное - это уже наши традиции.
Традиции, о которых говорит Наталья Сергеевна, - это основные знаковые мероприятия, без которых не обходится ни один «Шмель». Первый день - обязательное открытие сбора, эстафета на командообразование, которая выполняет сразу несколько функций: помогает сдружиться и познакомиться, понять, сколько в новой команде лидеров, а заодно идет подготовка к вечернему делу. В этом году оно называлось просто - «Открытие…», но это только на первый взгляд. Потому что во время представления команд на сцене были и волшебный котел с заклинаниями (например, такими: «Пусть знание идет через твое сердце, пусть знание идет через твой ум, пусть знание идет в мир - так рождается учитель!»), и поиски «философского камня» - главного смысла профессии учителя. Были также названы и показаны (!) химические элементы, из которых состоит педагог. Какие именно? Прежде всего золото, потому что у учителя должно быть золотое сердце, полное любви к детям. Второй по популярности элемент - феррум, то есть железо, ведь без железных нервов хорошему учителю очень трудно. Третий - гелий, символизирующий юмор и хорошее настроение (тот, кто хоть раз вдыхал из надутого гелием шарика, знает, о чем идет речь). Конечно, представление команд не обошлось без песен, молодые педагоги - люди музыкальные и, как показал вечер, практически все поющие. Итогом стали найденные в «алхимической лаборатории» во время поиска «философского камня» основные слова-понятия, без которых не могут существовать ни школа, ни педагогика: солнце, наука, дети, знание, цель, жизнь. Шесть команд - шесть слов, без которых хороших детей не вырастишь. Какую фразу сложить, подумайте сами. У меня получилось вот что: цель учителя - сделать знание и науку солнцем, которое освещает детям их жизнь.
Интересные гости
Важным моментом первого дня стала встреча молодых педагогов с заместителем руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Натальей Салогубовой. Она назвала «Школу молодого педагога» ярким событием, которое входит в ряд мероприятий, характеризующих Воронежскую область. «Подобные мероприятия, - сказала Наталья Валерьевна, - есть далеко не во всех регионах и не в таком интересном формате». Также она ответила на вопросы участников сбора и рассказала о реализации в Воронежской области национального проекта «Образование».
В последующие дни гостями «Шмеля» были директор информационного центра атомной отрасли, координатор Всемирной акции «Тотальный диктант» Татьяна Валерьевна Воронина и кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии Воронежского государственного университета Роман Васильевич Савенков.
В числе самых востребованных и важных «шмелята» также назвали лекции заведующей отделом труда и заработной платы областной организации профсоюза Людмилы Николаевны Дороховой и главного правового инспектора труда обкома профсоюза Татьяны Ивановны Крюковой. Из их выступлений молодые учителя узнали об основных трендах системы образования в работе с молодыми учителями и о трудовых правах работников образования.
Обычно программа «Шмеля» включает не только лекции от ведущих сотрудников обкома профсоюза, но и ежедневные занятия, семинары, мастер-классы и предметные мастерские от опытных педагогов - победителей воронежского регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» разных лет и учителей-наставников «Школы молодого педагога». Особенностью пятого, юбилейного, сбора стали мастер-классы и занятия, подготовленные самими участниками сбора прошлых лет. Теми, кто был в числе «шмелят» на первом, втором или третьем сборах, потом удостоился приглашения уже в роли куратора команды и вот теперь пробует свои силы в роли опытного педагога-наставника. Как сказала Наталья Тихонова: «Для нас важно было посмотреть, чему учатся наши ребята. А им важно расти в собственных глазах! Поэтому некоторые сами обратились с просьбой: «Можно мне провести свой урок? Я специально подготовил, и мне есть что показать!» Таких занятий в последний день сбора было более десяти.
Напомним, что «Шмель» ведет свою обучающую работу не только на этом мероприятии, но и в течение всего учебного года. В муниципалитетах Воронежской области стали популярны занятия в рамках проекта «Молодые - молодым!», когда начинающие педагоги дают открытые уроки с последующим широким обсуждением в среде молодых коллег. Модераторы на таких встречах - обычно более опытные учителя. На пятом «Шмеле» вышло очень интересно: этот проект получил свое интерактивное развитие прямо во время сбора - молодые обучали молодых. Кстати, это не отменяло лекции и мастер-классы от многолетних друзей «Школы молодого педагога»: наставников и победителей конкурса «Учитель года» разных лет.
Завершить рассказ хотелось бы одним развернутым ответом на вопрос, который я обычно задаю всем участникам сбора: за что молодые педагоги Воронежской области любят «Шмеля»? Когда их об этом спрашиваешь, перечисляют новые знания, интересное общение, появившихся здесь друзей, эмоции и подъем сил, которые потом, по возвращении в свою школу, перерастают в новые интересные педагогические приемы на уроке, в положительное отношение к ученикам и родителям. И очень многое из перечисленного достигается через один «секретный» принцип, который педагоги-наставники раскрывают молодым коллегам: все вместе они пробуют сделать из обыденного что-то неожиданное, творческое, как они сами сказали, «совместить несовместимое». Потому что это интересно современным детям. Вот только совмещать надо с большой осторожностью, аккуратно, чтобы не переборщить, не забывая о чувстве меры и вкуса, а также соблюдая принцип единства формы и содержания. Этому молодые учителя тоже учатся на «Шмеле».