- Образовательный комплекс «Наша Школа» существует с 1995 года. Он был создан, как я понимаю, для того чтобы избежать существующих сегодня в образовании проблем?
- Мировой системный кризис затронул и систему образования в нашей стране. Объективно в России в образовательной практике сложилось три технологически организованных типа школ. Первый - оставшаяся со времен СССР школа предметного обучения, которая формировала сильную личность, ориентированную на труд и заботу об окружающем мире. На мой взгляд, она уйдет в историю безвозвратно при уходе с педагогической сцены последних представителей этой школы - учителей-пенсионеров, которых осталось, к сожалению, мало.
Второй тип - сегодняшняя либерально-информационная школа с ЕГЭ. Это результат перестроечных времен: школа, обеспечивающая страну потребителями ценностей, в большей степени материальных, а также примитивных культурно-эстетических, западных. В период доминирования либерально-информационной школы с ее результатом, который она оставляет обществу, практически исчезли волевые молодые люди, деятели, стремящиеся к осознанному человеческому преобразованию себя и окружающего мира.
Третий тип - новая российская школа: школа развития способностей, основанная на системно-деятельностной технологической платформе. Ее результат - личность, сознание которой ориентировано на развитие и саморазвитие, экологичность и ответственность за свои решения, действия. Личность мыслящая, понимающая, стремящаяся к заботе о себе и окружающих, к счастливому не только сегодняшнему, но и будущему. За такой школой будущее российского образования.
- Новая школа - это и есть школа третьего типа? Как удалось ее создать?
- Переход к школе развития способностей, на мой взгляд, лежит через преодоление трех препятствий. Первое - доминирование натурпозитивизма в преподавании: работа с информацией, фактом, инструкцией как венцом понимания события и ситуации, ориентация на внешние описательные свойства и формы изучаемых предметов, явлений и процессов, а не на их сущность. Второе - сложившийся за годы доминирования либерально-информационной школы тип педагогического профессионализма: излагательно-объяснительный, информационный, который в новой школе должен переориентироваться на понимающий и коммуникативно-развивающий. И третье, что необходимо преодолеть, - решить проблему «разрыва поколений». Именно разрыва поколений, потому что проблема отцов и детей - диалектическая, это механизм поступательного движения и устойчивого развития. Нужно решать проблему разрыва поколений, решаемую не просто заботой о старших, а реальным содержательным диалогом поколений, созданием деятельностных повсеместных разновозрастных пространств - культурных, проектных, образовательных, производственных, досуговых и других формализованных, но не формальных.
- Что представляет собой образовательный комплекс «Наша Школа»?
- Для решения обозначенных проблем необходим системный подход. Именно формирование и развитие систем с построением структурных элементов в одной организационно-педагогической, управленческой, технологической и содержательно-предметной концепции позволяет решать такие сложные задачи, которые стоят перед современной новой школой. В этом плане образовательный комплекс «Наша Школа» - это системный, открытый, ориентированный на будущее инновационный социальный (гуманитарный) проект реализации школы третьего типа - школы развития способностей. Все базовые процессы нашего комплекса (а их пять) увязаны в единую систему кластерно-сетевого устройства - образовательно-технологическую среду развития одаренности и самоопределения.
- Что это за пять базовых процессов, обеспечивших переход школы на продуктивный и эффективный уровень образования?
- Первый - процесс учения-обучения, обеспечивающий креативность и рефлексивность школьников и взрослых. Основными устойчивыми инструментами являются специально организуемые ситуации учения-обучения развивающего плана, образовательные ситуации мыследеятельностного типа, позволяющие формировать компетенции, ориентированные на развитие гибких и метапредметных навыков. Второй процесс - производственный - представляет собой образовательные игры, интеллектуальные лаборатории, проектные ходы, детско-взрослые производства. Третий процесс включает в себя ряд разработческих лабораторий, проломных групп под решение возникающих проблем, студии, проекты и программы социального и технологического плана. Он позволяет создавать новые продукты, технологии, разработки и, что особенно важно для образовательной организации нового типа, полипозиционные диалоговые площадки, профессиональные и экспертные сообщества, ориентированные на новое содержание образования. Четвертый процесс - досуг и здоровье - представлен работой клубов по интересам, различными гостиными, проводятся вечера, организуются походы и спортивные соревнования, которые опять-таки носят детско-взрослый и разновозрастной характер.
Но самый важный пятый процесс - воспитательный. Это процесс сквозного «сшивания» всех предыдущих, формирования детско-взрослой организации среды, в которой демонстрируются образцы решения конфликтов, неизбежно возникающие в совместной коллективной деятельности участников пространства внутреннего и внешнего взаимодействия комплекса «Наша Школа».
Детский сад, начальная школа, средняя школа, старшая школа, Академия кино и ТВ мастерская, школьное телевидение, телевизионный канал «PRAXIS ТВ - первый детско-взрослый», проектные и исследовательские лаборатории, летние экспедиции, клубы, творческие мастерские, художественные и музыкальные студии, школа эффективного лидерства, оздоровительный лагерь в Горном Алтае, международный фестиваль «Человеческое Кино» - это пространство, где происходит становление личности деятеля со способностями отвечать на вызовы современного глобального мира.
- Откуда берутся кадры для школы нового типа?
- Кадры - это ключевой вопрос. Гуманитарные инновационные - особенно. Новое содержание образования школы развития способностей нуждается в принципиально новом педагогическом профессионализме, следовательно, кардинально меняется и подготовка. Профессиональное педагогическое образование негибко и не готовит те кадры, которые запрашиваются новой школой. Нам остается одно: готовить самостоятельно, через систему внутрикорпоративного обучения и повышения квалификации в рамках своих программ дополнительного образования взрослых. Основные качества, формируемые при обучении, - это способность экспериментировать с собственной деятельностью, повышение философско-методологического уровня учителя, способность инновационного проектирования, преподавание метапредметности, владение технологиями деятельностного и мыследеятельностного содержания.
- Фестиваль «Человеческое Кино» - это многоуровневые встречи и просмотры, где участвуют российские детско-взрослые студии фото-, кино- и видеотворчества. Очень сложно для школы…
- Цель фестиваля «Человеческое Кино» - воспитание мыслящих людей и формирование сознания преобразующего типа. Это значит, чтобы преодолеть пустоту, глупость и негатив на экране, не надо с ними бороться, а нужно создавать другой контент. Мало снимать, надо снимать со смыслом, мало смотреть, нужно видеть и понимать. И конечно, дети это могут сделать только вместе со взрослыми. Фестиваль как форма позволяет объединить людей разных поколений и культур для формирования новой среды, новых образцов поведения, взаимоотношений людей, отношения к миру, связав прошлое, настоящее и будущее. Фестиваль можно было использовать только для себя. Но так нельзя. У ребенка должны быть выходы. Его внешний мир должен расширяться: не только класс и школа. Дети должны уметь работать с текстами. Фестиваль называется фестивалем экранной культуры, чтобы сохранить в человеке человека. Давно забытые человеческие принципы (мыслить, задумываться о будущем, жить здесь и сейчас, не забывая прошлое) должны быть внутри сознания ребенка, тогда можно будет говорить о патриотизме, Родине. Как пишет Твардовский, человека сразу видно по тому, как он относится к своему Отечеству. Вот это осознание нужно формировать, работать с детьми. Продукт на полке неэффективен. У нас создан канал Praxis ТВ. Там лучшие фильмы показываются и используются как образовательный контент. Постепенно переносим наши технологии в другие школы. Но у нас не просто ролики «про себя и свою жизнь», у нас серьезные информационно-аналитические материалы. Мы ведем работу с ребенком, с его сознанием через исследование события. Поэтому наши вести отличаются от других. Любой грамотный методист найдет в них что-то для своей практики.
- То есть профориентация не самоцель?
- Нет, хотя 30% детей выбирают профессии, связанные с журналистикой, психологией, кино. Педагогикой в том числе. Ведь цифровые технологии телевидения в школе - это на 70% педагогика. Для нас и наших партнеров это формирование сознания, новой экологической культуры работы с «цифрой», человеческой экранной культуры, а значит, работа на опережение, формирование компетенций и грамотности XXI века. Мы видим результат - это не только прекрасные фильмы, но и дети, которые в ходе этой работы становятся личностями. Ради этого и была создана «Наша Школа», ради этого мы и работаем.

Новосибирск