Президент России Владимир Путин в ходе визита в Китай получил звание почетного доктора университета Цинхуа. Диплом главе Российского государства вручил ректор вуза Цсю Юн. Университет Цинхуа, основанный в 1911 году, один из ведущих вузов Китая. Среди его выпускников много знаменитых людей, в том числе и Председатель КНР Си Цзиньпин, который также присутствовал на церемонии. Владимир Путин отметил, что взаимодействие России и Китая в сфере образования в последние годы приобрело интенсивную динамику. Студенты из КНР проходят обучение в 85 российских городах. В целом в двусторонних академических обменах, совместных научных и образовательных программах принимают участие более 85 тысяч человек. К 2020 году этот показатель планируется довести до 100 тысяч человек.

10 мая Президент России Владимир Путин посетил образовательный центр «Сириус» в Сочи. Руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева и губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев рассказали главе государства о планах комплексного развития центра. На базе «Сириуса» будут созданы технопарк и современный концертный зал, его открытие планируется в 2021 году. Напомним, что образовательный центр создан по инициативе президента на базе олимпийской инфраструктуры. Цель его работы - выявление, развитие и дальнейшая поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусства, спорта, научных дисциплин, а также технического творчества. Ежемесячно в «Сириус» приезжают до 800 детей в возрасте от 10 до 17 лет из разных регионов страны. Всего с 2015 года обучение здесь прошли более тысячи ребят.

На совещании Президента России с членами Правительства РФ обсудили подготовку к летнему детскому отдыху. По словам министра просвещения РФ Ольги Васильевой, сегодня в России функционируют 45300 лагерей, которые примут свыше 5,8 миллиона детей, на 200 тысяч больше, чем в прошлом году. Свыше 1,7 миллиона путевок выделяется для ребят, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это дети-сироты, дети-инвалиды и дети с особенностями здоровья. В стационарных лагерях будут отдыхать 2 миллиона 49 тысяч детей. В пришкольных городских лагерях - 2 миллиона 800 тысяч. Глава МЧС Евгений Зиничев в свою очередь сообщил, что в рамках мероприятий по оценке готовности учреждений детского отдыха к летней оздоровительной кампании уже пресечено более 3 тысяч нарушений. Окончание проверок планируется к 28 мая.

Под председательством Президента России Владимира Путина состоялось заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Вице-премьер Татьяна Голикова доложила о первых результатах реализации нацпроектов в социальной сфере, запущенных с начала 2019 года. «В регионах страны активно продолжают строиться школы. Уже введено в эксплуатацию 32 новых объекта: 20 в городской и 12 в сельской местности общей мощностью почти 23 тысячи мест. До конца года будет введена еще 61 школа мощностью 43 тысячи мест», - отметила она. Одновременно решается задача повышения квалификации кадров в системе образования. «С апреля функционирует платформа для обучения педагогов сельских школ и малых городов, более 7,5 тысячи из них в ближайшее время начнут обучение по новым направлениям в рамках уроков технологии, информатики, а также предметов гуманитарного цикла», - сообщила вице-премьер. Особое внимание в нацпроекте «Образование», по ее словам, уделено выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи. Татьяна Голикова отметила, что по итогам I квартала текущего года информационный реестр одаренных детей пополнился на 38% и сегодня включает сведения о 164 тысячах таких детей. В 16 регионах выделены площадки для создания центров по аналогии с «Сириусом».

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев переназначил ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова на новый пятилетний срок. В ходе встречи ректор поблагодарил премьера за оказанное доверие и рассказал о стратегии развития вуза до 2020 года. «В 2018 году мы ее выполнили досрочно и фактически превратились из социально-экономического вуза, которым были в 2010 году, в классический университет», - подчеркнул Кузьминов. По его словам, Высшая школа экономики вошла в число лидеров в области математики, гуманитарных исследований, коммуникации и дизайна. За 10 лет вуз удвоил количество студентов. Сегодня здесь учатся 40 тысяч студентов, из которых 4700 - иностранцы. В рамках реализации федерального проекта «Экспорт образования» их количество за пять лет предполагается довести до 8‑9 тысяч человек.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании в городе Кемерово президентского кадетского училища. Новое образовательное учреждение, находящееся в ведении Мин­обороны, будет работать по программам основного и среднего общего образования, а также готовить ребят к военной или другой государственной службе. По итогам первого набора с сентября 2019 года в училище начнут учебу 360 кадет. После окончания строительных работ учиться в новом учреждении смогут 840 ребят - мальчики из любого региона России начиная с 5‑го класса, которые пройдут конкурсный отбор. Распоряжение предписывает утвердить устав училища до 1 июля 2019 года и обеспечить государственную регистрацию нового учреждения до 1 августа.

Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, министр просвещения России Ольга Васильева и губернатор Московской области Андрей Воробьев дали старт единовременной закладке 50 новых школ в Подмосковье. Образовательные учреждения будут построены в рамках национального проекта «Образование». Трансляция с мест закладки школ проходила в режиме реального времени в Центре управления регионом в здании Дома правительства Московской области. В церемонии участвовали главы территорий, жители и будущие ученики. Они заложили капсулы с посланием потомкам и датой начала строительства. Татьяна Голикова отметила, что это событие - существенный вклад в обеспечение доступности школьного образования в Московской области, и подчеркнула, что к моменту завершения строительства школы должны быть обеспечены профессиональными кадрами. «Главное - мы не должны повторять прошлых ошибок, то есть увеличивать нагрузку на учителей. Необходимо так ее распределять, чтобы у учителя было время заниматься ребенком и самообразованием в том числе», - сказала вице-премьер. Юрий Воробьев сообщил, что новые образовательные организации введут в эксплуатацию к 1 сентября 2020 года. В следующем году будет заложено еще порядка 30‑35 школ.

Рособрнадзор 20 мая в 11 часов по московскому времени проведет «горячую линию» по вопросам государственной итоговой аттестации в 2019 году. Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и специалисты ведомства ответят на вопросы выпускников, их родителей и педагогов, касающиеся проведения ЕГЭ и ГИА-9, изменений в процедуре экзаменов, содержания контрольно-измерительных материалов, особенностей проведения государственной итоговой аттестации для выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья, процедуры апелляции и пересдачи экзаменов. Вопросы на «горячую линию» уже принимаются по электронной почте ege@obrnadzor.gov.ru, на странице «ЕГЭ и ГИА» в социальных сетях, а также по телефону 8 (495) 984‑89‑19.
Рособрнадзор перед началом основного периода ЕГЭ и ОГЭ провел совещание для директоров школ, в ходе которого представители службы напомнили об особенностях государственной итоговой аттестации для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов. Как сообщила заместитель начальника Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Нино Бугулова, в 2019 году итоговую аттестацию после 11‑го класса будут проходить 6742 участника с ограниченными возможностями здоровья. Примерно три четверти из них намерены сдавать экзамены в форме ЕГЭ. 16 пунктов проведения экзаменов будет организовано в медицинских учреждениях. Представители Рособрнадзора рассказали об особенностях организации итоговой аттестации для разных категорий участников с ОВЗ, процедуре допуска к экзаменам таких участников и ответили на вопросы директоров. Нино Бугулова попросила региональные министерства образования после завершения экзаменационной кампании 2019 года провести совещания со всеми директорами школ, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, и направить в Рособрнадзор предложения по совершенствованию всех процедур государственной итоговой аттестации.