О чем могла рассказать юная пионервожатая этим ребятишкам, так же как и она, обездоленным войной? О своем детстве, прошедшем в городе на Неве. О любимом ансамбле песни и пляски при Доме труда. Об атлантах, держащих небо… И о том, как беззаботное детство в семье творческой интеллигенции неожиданно прервалось грохотом бомбежек…
Когда родной город оказался в кольце блокады, мир как будто бы рухнул.
Надо было продолжать жить. И Ксения Скворцова вместе со своими сверстниками училась, сдавала экзамены, участвовала в общественной работе. Ребята ходили в госпитали, помогали нянечкам и медсестрам. Читали книги, писали письма бойцам. На Главпочтамте разбирали груды писем-треуголок. Заготавливали дрова для классов школы. Вместе со взрослыми участвовали в очистке города от снега, льда и нечистот. А из газет узнавали о подвигах героев войны: Николая Гастелло, Александра Матросова, Зои Космодемьянской, краснодонцев. Им было на кого равняться, с кого брать пример.
В блокадном Ленинграде погибли все родные пятнадцатилетней Ксении. В ноябре 1942 года ее вместе с другими ребятами вывезли из осажденного города в Алтайский край. Там, после окончания школы, Ксения Николаевна и начала работать пионервожатой в детском доме. Наверное, именно тогда и решила связать всю свою жизнь с детьми. Когда появилась возможность, Ксения Николаевна поступила в Ленинградский педагогический институт имени Герцена и, окончив его с отличием, стала учителем словесности.
А потом замужество, переезд в Москву.
Учитель русского языка и литературы, завуч, директор школы, руководитель театральной студии «Классик» - какую бы должность ни занимала наша героиня, самым главным в работе с детьми считала воспитание в них духовности, образованности, чувства любви ко всему русскому, к своей Родине.
Но как и на каких примерах воспитывать сегодня патриотов? Ксения Николаевна считает, что с самого юного возраста нужно воспитывать в детях любовь к своему дому, школе, улице, городу, природе, показывая позитивное отношение к окружающему миру. Можно ли, совершив путешествие по великой нашей реке Волге, не унести в сердце проникновенную любовь к ее берегам? Можно ли, побывав в гостях у А.С.Пушкина в Михайловском, у И.С.Тургенева в Спасском-Лутовинове, у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне, не почувствовать уважения к старому укладу дворянских усадеб, духовности и богатству мира писателей, их жизни и творчеству? А Золотое кольцо России? Наши малые города - Суздаль, Владимир, Ярославль? «Там русский дух, там Русью пахнет!» Все учит, все западает в душу, рождает гордость за все русское.
Думается, что общение с такими людьми, как Ксения Николаевна Тууль, вносит огромный вклад в воспитание подрастающего поколения. Как важно ребятам видеть и слышать людей, переживших тяжелые испытания в жизни своей страны и не потерявших оптимизма, полных энергии и творческих планов! Рассказы очевидцев - это сама история, невыдуманная, неприукрашенная. Поэтому Ксения Николаевна до сих пор готова встречаться со школьниками, кадетами, студентами и рассказывать им о своей жизни. «Я не геройствовала - я так жила», - скромно уверяет она, несмотря на заслуженные награды.
Ксения Николаевна награждена знаком «Житель блокадного Ленинграда», медалью «За оборону Ленинграда», памятными медалями «Почетный работник народного образования», «Ревнителю просвещения» Академии Российской словесности, «Ветеран труда», знаком «Почетный ветеран Москвы», Серебряной ветвью Северо-Запада, Международным орденом Преображения «За патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения и за высокие моральные качества личности и духовность».
Наша героиня убеждена:
- Мы должны воспитать и патриотов-ученых, и патриотов-военных, и патриотов-врачей - это будущее, наше будущее!

Ирина ИВАНОВА,
педагог-организатор школы №1285