В районах Севера проживают почти десять миллионов человек. Это не так много в масштабах страны, но возможности северных территорий остаются не раскрытыми полностью. Потенциал Севера - это не только находящиеся в его недрах запасы полезных ископаемых, но и сельское хозяйство, рыболовство, лесозаготовки и большой человеческий ресурс. 20% внутреннего валового продукта страны приходятся на северные территории. Также на Севере производится 25% лесной продукции, 18% электроэнергии и, как было сказано выше, добывается большинство полезных ископаемых.
Несмотря на то, что северные территории обширны, многие из них имеют тенденцию к сокращению численности населения. По данным Росстата, за последние 10 лет в большинстве районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях наблюдается убыль населения. Во многом это связано с неблагоприятными условиями, с которыми людям приходится сталкиваться, выбрав Север в качестве места жительства и работы, а еще из-за недостаточного уровня гарантий в сфере труда и социального обеспечения.
Обратившись к советскому законодательству, мы увидим, что освоение Севера было приоритетной задачей государства, а следовательно, приоритетным было нормативное регулирование гарантий и льгот, предоставляемых работникам Крайнего Севера и местностей, приравненных к нему.
Установление льгот для работающих в северных районах граждан началось с принятия постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 10.05.1932 «Об утверждении Положения о льготах для лиц, работающих на Крайнем севере РСФСР». Стоит отметить, что во время Великой Отечественной войны такие льготы не действовали, а их восстановление произошло в 1945 году. Уже с 1 августа часть довоенных льгот была снова введена на основании указа Президиума Верховного Совета СССР «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера».
В 1960-1980‑х годах географические рамки районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей расширялись, принимались соответствующие нормативные правовые акты. Ряд постановлений с изменениями и дополнениями действуют и сегодня.
Так, например, в настоящее время при определении районного коэффициента, подлежащего применению при расчете заработной платы, используется перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029.
Несмотря на разрозненность нормативных правовых документов, регулирующих права и гарантии работников Севера, происходило как непосредственно увеличение льгот для данной категории лиц, так и расширение перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Значительные изменения законодательства, закрепляющего трудовые гарантии и льготы работников Севера, произошли в России в 90‑х годах.
10 февраля 1993 года был принят действующий в настоящее время Закон Российской Федерации №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». С момента его принятия все прочие нормативные документы стали действовать в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, что способствовало упорядочению предоставления льгот работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, из законодательства были исключены нормы отраслевого регулирования, существовавшие во времена СССР. Вместе с тем очевидно, что уровень гарантий работникам Севера стал претерпевать значительные изменения в сторону сокращения.
Статья 6 раздела II этого закона определяла государственные гарантии лицам, высвобождаемым из районов Крайнего Севера и приравненных местностей в связи с ликвидацией организации-работодателя, для которых на период их трудоустройства, но не свыше шести месяцев, сохранялась средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия.
Начиная с 1 февраля 2002 года постепенно изменяется подход к льготам работникам Севера. Трудовой кодекс Российской Федерации в целом сохранил подходы к регулированию их гарантий, однако в части сокращенного рабочего времени для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, императивная норма, закреплявшая данное право, сменилась диспозитивной, предполагающей договорное установление такого режима рабочего времени (сокращенная рабочая неделя для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, может устанавливаться коллективным договором или трудовым договором с работницей). При отсутствии коллективного договора и активной профсоюзной организации добиться предоставления данной правовой гарантии женщинам непросто.
Статья 321 Трудового кодекса Российской Федерации закрепила право на дополнительный отпуск для работников Крайнего Севера (24 календарных дня) и для работников местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (16 календарных дней). Однако в этой статье ничего не говорится о прочих северных территориях, в которых заработная плата работникам выплачивается с районным коэффициентом.
30 июня 2006 года в Трудовой кодекс Российской Федерации были внесены изменения, в том числе в части гарантий и льгот работникам Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. С их вступлением в силу работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части 1 статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Стоит отметить существовавшую до недавнего времени неопределенность в вопросе, связанном с применением районных коэффициентов и надбавок в целях оплаты труда. Тем не менее некоторые подвижки в процессе закрепления минимальных гарантий для работников Севера делаются, в том числе с участием профсоюза.
Еще в 2011 году Верховный суд Российской Федерации высказал свою позицию по поводу того, что районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться к зарплате работников, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда (определения Верховного суда РФ от 24.06.2011 №52‑В11-1 и от 8.04.2011 №3‑В11-4).
Однако до недавнего времени судебная практика оставалась противоречивой, особенно после того, как в 2016 году Верховный суд Российской Федерации определил, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) работников в размере менее МРОТ при условии, что общий размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (определения Верховного суда РФ от 8.08.2016 №72КГ16-4 и от 19.09.2016 №51‑КГ16-10).
27 февраля 2017 года Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ с целью решения проблемы реального снижения зарплаты и утраты гарантий низкооплачиваемых работников бюджетной сферы обратилась к председателю Конституционного суда Российской Федерации В.Д.Зорькину с просьбой обратить внимание на указанную проблему и подтвердить позицию Конституционного суда, изложенную в определениях №1557‑О-О от 17.12.2009, №162‑О-О от 25.02.2010, №327‑О от 25.02.2013.
В Конституционный суд также были направлены заявления работников - членов Общероссийского Профсоюза образования, связанные со спорными нормами Трудового кодекса и вопросом включения в величину МРОТ при установлении месячной заработной платы работников районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях.
В заседании Конституционного суда приняли участие представители правовой службы Общероссийского Профсоюза образования и Федерации независимых профсоюзов России.
Наша газета уже писала о том, что по итогам рассмотрения заявления принято постановление Конституционного суда Российской Федерации от 7.12.2017 №38‑П/2017, согласно которому районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями (в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) не могут включаться в состав МРОТ.
С этого момента региональные (межрегиональные) организации профсоюза отмечают положительную тенденцию в судебных решениях по вопросам заработной платы работников Севера.
Так, например, в своем отчете о правозащитной работе за 2018 год Забайкальская краевая организация профсоюза указывает, что после вынесения постановления Конституционного суда РФ от 7.12.2017 №38‑П ситуация в регионе изменилась в положительную сторону.
Абанской районной организацией профсоюза были составлены и направлены в суд исковые заявления с требованиями о выплате недоначисленной заработной платы в интересах 402 работников на общую сумму 11,6 млн рублей. На конец декабря 2018 года по всем исковым заявлениям приняты судебные решения в пользу работников.
В Тындинской городской профсоюзной организации по решениям судов в 2018 году была выплачена заработная плата, а также компенсирован моральный вред и судебные расходы работникам на сумму 961172 рубля.
Подводя итог, отмечу, что в настоящее время работники, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, имеют право на установленный районный коэффициент и надбавку к заработной плате.
Однако несмотря на то, что законодательством предусмотрены различные гарантии и льготы для работников северных регионов, в том числе дополнительные оплачиваемые отпуска, право на оплату стоимости багажа к месту отдыха и обратно, соответствующие выплаты при переезде в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, досрочное назначение страховой пенсии, все это не компенсирует в полной мере затрат, связанных с работой и проживанием в тяжелых природно-климатических условиях Севера. У граждан отсутствуют стимулы переезжать в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для осуществления трудовой деятельности.
Дополнительные гарантии, устанавливаемые для работников регионами, также не решают проблем, так как они весьма неравномерно распределены и зависят от региональных бюджетов.
Необходимы конкретные меры государства, направленные на существенное повышение заработной платы работников Севера, обеспечение их достойным жильем, соответствующими гарантиями медицинского и социального обеспечения.

Алексей ЛУКЬЯНОВ, эксперт правового отдела аппарата Общероссийского Профсоюза образования