Работа в клубе дифференцирована по группам в зависимости от возраста детей и уровня владения языком. Основными навыками, которые отрабатываются на занятиях, являются получение (рецептивные навыки) и передача иноязычной информации (продуктивные навыки). Начиная с младшего школьного возраста, обучающиеся тренируют рецепцию: слушают аутентичные диалоги англоговорящих сверстников, учатся понимать живую иностранную речь, извлекать полезную информацию из чтения, сравнивать различные культурные аспекты жизни носителей английского и русского языков. Гораздо сложнее детям даются продуктивные навыки - говорение и письмо. Но в центре дополнительного образования детей созданы уникальные условия: ребята могут отработать изучаемые речевые конструкции в специальных интерактивных программах в компьютерном классе.
Каждый компьютерный тренинг делится на этапы: сначала отработка отдельных слов в разделе «флеш-карты»: перед глазами появляются изображения предметов по теме занятия. Ребенок должен назвать предмет по-английски, если он слово подзабыл, то переворачивает электронную карточку и видит надпись по-английски, вспоминает, сопоставляет с картинкой, «включает» языковую догадку. Все это происходит без перевода на русский язык, что полностью исключает интерференцию - смешение русского и английского языков. Компьютерная программа настроена таким образом, что дети одной группы могут встречаться друг с другом в игре, общаться на английском и выполнять совместно различные задания. Педагог периодически отслеживает прогресс обучающихся в специальной программе для учителя.
В дальнейшей жизни привычка бойко говорить на английском без языкового барьера значительно облегчит взаимодействие с представителями иноязычных культур. На CLIL-занятиях дети получают информацию по таким предметам, как гео­метрия, биология, анатомия, искусство, астрономия. Самые младшие, например, учатся объяснять по-английски, как гусеница превращается в бабочку, а головастик - в лягушку, дети постарше вникают в процесс пищеварения, получают представление о вредной и здоровой пище, об исчезающих видах животных и природных заповедниках, у школьников средних классов появляются такие предметы для обсуждения, как планеты Солнечной системы, экология, посещение картинной галереи. Ребята учатся отбирать важную и интересную информацию и делать компьютерные презентации на английском языке. Выступая перед своими сверстниками на занятии, дети обучаются публичным выступлениям, что очень пригодится им в будущем.
В результате у воспитанников объединения появляется интерес к межкультурному общению. Если ребенок с родителями выезжает за границу, он пытается помочь взрослым наладить контакт в гостинице, знакомится с детьми из других стран. Формирование речевых компетенций приводит также к формированию у детей уважения и толерантности к представителям других культур, всемерно содействует социальной адаптации, преодолению языкового барьера в иноязычной среде.

Марина ТИТОВСКАЯ,
педагог объединения «Английский разговорный клуб» школы №1236