Занятия клуба проходят в стенах этнографического музея-мастерской «Потомки». Наши девочки и мальчики учатся создавать прекрасные картины из природных материалов, таких как береста, листья деревьев, цветы, солома, хлопок и даже листья кукурузы, чеснок, шкурки банана. Картину не обязательно делать только на плоскости. Из бутылок и банок оригинальной формы, оклеенных берестой, получаются уникальные вазы. Простая коробка превращается в шкатулку, а то и в настоящий ларец. Из втулок от скотча и ниток можно изготовить неповторимый канцелярский набор. Умение сочетать цвета при создании картин из листьев помогут в будущем правильно подбирать материалы для оформления своего дома. Ведь если в цвете нет гармонии, то и в отношении людей гармонии не жди.
Кроме работы с природными материалами, учащиеся клуба «Потомки» учатся такому ремеслу, как ручное ткачество. Наверное, кто-то удивится: какое ручное ткачество, на дворе XXI век, все давно автоматизировано и любую ткань можно купить в магазине, а то и сразу готовую вещь. Но индивидуальность одежды, неповторимость аксессуаров, уникальность украшений всегда в цене, поверьте!
Те, кто хоть раз садился за ткацкий станок (даже в рамках мастер-классов), делятся своими ощущениями в таких фразах: «Это завораживает», «Это ощущение связи с прошлым», «Не хочется останавливаться». А ведь подготовить станок к работе - это большой труд. Не побоюсь громкого сравнения: заправить станок - это практически запрограммировать компьютер. Чем не техническое обучение?! Процесс состоит из нескольких этапов.
Первый этап: творческий. Он самый сложный, придумать будущую модель (сумку, головной убор, фрагмент одежды или полноценный костюм) и подобрать к ней нужные нитки.
Второй этап: технический. Необходимо рассчитать, сколько ниток, какого цвета пойдет на основу, какие нитки и сколько их подойдет для утка в зависимости от того, какую технику ткачества будут использовать.
Третий этап: механический. Ткать полотно несложно и до обидного быстро, если имеешь навык. Его учащиеся отрабатывают на половичках дружбы на первых порах обучения.
Последний этап снова творческий. Создание из готового полотна задуманной модели сродни волшебству. Здесь можно сотворить маленькие шедевры. Простая по форме сумка из сотканной буклированной нитки будет выглядеть неповторимо. Накидка из пушистых ниток придаст очарование любому платью. А если готовую вещь дополнить плетеными шнурами из таких же ниток, выполнив из них декоративные элементы или создав из них оригинальный аксессуар, то это уже ансамбль. Да и полноценное платье или костюм позволят выделиться из толпы.
Дети порой приходят на занятия в клуб, чтобы освоить азы шитья, а по истечении времени уже не боятся браться за большие проекты, вначале коллективные, а после и индивидуальные. Не это ли позволит им в жизни не бояться учиться новому, смело фантазировать и воплощать свои мечты в жизнь?
Возможно, этому должны учить мамы или бабушки. Согласна, но не у всех есть время и… в рамках городского проекта «Московское долголетие» пенсионеры разного возраста приходят учиться вязанию крючком, плетению фриволите, вышивке мячиков темари, созданию милых сувениров из ниток и ткани. А с каким упоением они делают картинки из бересты! И дело даже не в том, что они этого не умели, а тут научились, а в том, что в жизни порой не хватает душевного тепла и общения. В клубе «Потомки» многие познакомились, у них появился общий интерес, общие темы для разговора. Занятия помогают понять, что ты не один в большом городе и ты кому-то нужен и интересен. Именно это ощущение дает стимул жить творчески, с огоньком, чтобы этот огонь грел и освещал путь вперед.

Елена МАРКОВА,
педагог дополнительного образования школы №1236 имени С.В.Милашенкова, руководитель этнографического музея-мастерской «Потомки», мастер-ремесленник по ткачеству