Школьный курс истории России начинается с 6‑го класса, когда дети еще только учатся аналитическому походу к поступающей информации и во многом относятся к истории эмоционально, воспринимая исторические факты и исторические личности как события и героев эпических литературных произведений. Становясь старше, школьники начинают относиться к событиям истории Родины все более критично. Для старших классов характерна почти негативная, нигилистическая оценка происшедшего и личностей, творивших историю страны. Средства массовой информации формируют поток разнородной, противоречивой и часто крайне негативной информации об исторических событиях и личностях. Транслируемые по телеканалам «исторические» сериалы создают искаженную картину прошлого. Вот поэтому на плечи учителей истории ложится очень трудная задача коррекции этой информации, аргументированной критики ее и обучения критическому подходу к ней учащихся.
Решить столь сложную и многоплановую задачу только на уроках невозможно. Урочного времени очень мало для вдумчивой детальной работы с историческим материалом. Необходимо, чтобы школьники смогли сделать самостоятельные выводы из представляемых исторических документов и применили свои знания для анализа современных популярных произведений на исторические темы.
Возможность погрузить учеников в проблемы изучения исторических фактов и деятельности исторических личностей предоставляют музеи. В каждом городе и даже небольшом поселке сейчас есть краеведческий или исторический музей. Но экскурсионная и лекционная просветительская деятельность этих музеев скорее ориентирована на разовых посетителей, которые в составе организованных групп хотят ознакомиться с историей региона. Для школьников, как правило, проводят обзорные экскурсии или тематические по разделам музея. А для решения современной задачи обучения истории необходимо непосредственно соединить тематику посещения музея к школьной программе. Эту задачу, на мой взгляд, может решить только задание по экспозиции музея, составленное самим учителем.
Уже больше 10 лет мною успешно применяется такая форма работы. При изучении очередной темы, например «Эпоха Ивана Грозного», я отправляюсь сам в Исторический музей и внимательно изучаю экспозицию соответствующих залов. Затем составляю поисково-творческое задание (квест) для учеников. При посещении музея мои ученики выполняют это задание, самостоятельно изучая экспозицию двух или трех залов и заполняя ответами лист с вопросами. Эта работа получает свое продолжение на уроке, когда мы анализируем результаты поисково-творческого квеста. Затем, в ближайшее воскресенье, мы отправляемся на обзорную экскурсию в Александровскую слободу, где школьники буквально погружаются в атмосферу XVI века. Результатом выездного занятия является письменный отзыв, рефлексирующий как знания, полученные на экскурсии, так и эмоции, испытанные во время посещения музея-заповедника. Таким образом, информация, полученная на уроках из учебника и во время внеурочных мероприятий, формирует у учеников объемное, комплексное, эмоционально окрашенное представление об эпохе, роли участников исторических событий, их взаимоотношениях и значении в дальнейшей жизни страны.
Подобным образом я стараюсь организовать изучение ключевых тем курса истории России. За время изучения предмета ученики многократно посещают исторические места и музеи Москвы, постепенно учатся самостоятельному анализу исторической информации, у них формируются навыки изложения своего отношения к источникам информации.
Такой интегрированный подход к преподаванию истории, конечно, требует от учителя больших затрат времени и сил. Но это оправданно, если помнить о главной цели исторического образования - формировании активной гражданской позиции патриотически настроенной личности современного молодого человека.

Игорь ЛЕБЕДЕВ,
учитель истории школы №760 имени А.П.Маресьева